Роснедра 25 февраля выдали "Башнефти" лицензию на разработку месторождений имени Романа Требса и Анатолия Титова. Компания рассчитывает, что в перспективе этот проект позволит ей увеличит добычу нефти и добиться сбалансированности с мощностями по переработке. О том, как развивается "Башнефть", и какими видятся ее перспективы, Агентству нефтяной информации рассказал президент "Башнефти" Виктор Хорошавцев.
- Каковы планы "Башнефти" по работе на месторождениях им. Требса и Титова в 2011 году?
- Для осуществления деятельности на месторождениях Требса и Титова в 2011 году запланировано порядка 5-6 млрд рублей инвестиций. Основные работы - проектно-изыскательские.
Просчитаны несколько моделей разработки месторождений. Но я пока не хочу останавливаться ни на одной, поскольку они в какой-то степени связаны с возможным партнерством с другими компаниями. А комментировать тему возможных партнерств по Требса и Титова я в настоящий момент не хотел бы.
Сейчас понятно только то, что было заявлено в документации для конкурсной комиссии Роснедр: в 2014 году должен состояться пробный ввод в эксплуатацию, в 2015 году - ввод в промышленную эксплуатацию.
Наши планы по развитию проекта предполагают, что уже в 2011 году мы завезем на Требса и Титова как минимум одну буровую установку, затем будем постепенно увеличивать их число. Данные по геологии месторождений есть, но они получены еще в 80-е годы, нам все равно нужно будет их подтверждение. Ясность придет после того, как пробурим свои первые скважины на обоих месторождениях.
- Какие параметры бизнес-плана "Башнефти" одобрены советом директоров на 2011 год?
- Цель, которую поставили нам акционеры - повышение эффективности бизнес-процессов. В рамках подготовки бизнес-плана 2011 года все подразделения компании разработали функциональные стратегии, которые отражают конкретные планы действий по реализации существующего потенциала компании.
Основной ориентир - в 2011 году сохранить и даже увеличить выручку по сравнению с 2010 годом, а также добиться роста показателя EBITDA примерно на 2,5-3%.
Если говорить о производственных показателях, запланирован рост добычи на 3,5% - до 14,7 млн тонн. При этом наш бизнес-план предусматривает некоторое снижение объемов нефтепереработки - мы предполагаем сокращение спроса в ответ на увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако отмечу, что окончательные параметры производственных планов будут зависеть от макроэкономических показателей и прибыльности переработки в нынешнем году.
- Как изменятся капвложения в 2011 году?
- Ключевые параметры нашей программы капитальных вложений в 2011 году - это поддержание оптимального уровня добычи, реализация долгосрочной программы модернизации заводов, направленной на выполнение требований Техрегламента, и органическое и неорганическое развитие розницы.
Мы прогнозируем увеличение капвложений по сравнению с 2010 годом, с учетом возможных приобретений, примерно на 40% - примерно до 30 млрд рублей. Это без учета средств, необходимых на освоение месторождений имени Требса и Титова.
Значительный объем инвестиций будет направлен на модернизацию заводов. Мы готовимся к 2012 году, когда в соответствии с требованиями техрегламента по моторным топливам должен будет состояться переход на Евро-4.
В компании уже принято принципиальное решение о строительстве установки гидрокрекинга на "Новойле", запланировано строительство водородной установки объемом производства до 150 тыс. тонн в год на это же заводе, начато возведение установки гидроочистки бензина на Уфимском НПЗ.
Кроме модернизации, ключевыми направлениями инвестиций станут вложения в добычу и развитие сбытовой сети. Наша коммерческая служба самая молодая в компании, она появилась только в 2009 году, когда "Башнефть" отказалась от давальческой схемы реализации нефтепродуктов. К концу 2010 года начали работу 15 региональных торговых представительств, к концу нынешнего года их будет 26.
Сейчас мы продаем в рознице и по франчайзингу менее 10% от всего объема производимых нефтепродуктов, цель 2011 года - увеличить продажи до 15%. При этом мы постоянно расширяем собственную розничную сеть, в прошлом году, например, вышли на рынок Удмуртии. Сейчас ведем ряд переговоров о покупке сетей. Поскольку сделки еще не завершены, не хотел бы их комментировать, но "Башнефть" намерена серьезно расширить свое влияние на розничном рынке.
- Когда можно будет ожидать появления "Башнефти" на розничных рынках Москвы и Санкт-Петербурга?
- Мы рассматриваем несколько вариантов развития розницы на столичных рынках. Это и покупка сетей, и строительство новых АЗС, и организация работы с использованием франчайзинговой схемы. Достоинства и недостатки каждого конкретного проекта мы анализируем с точки зрения экономической эффективности.
Надо учитывать, что процесс приобретения даже небольшой сети в 15-20 АЗС превращается в сложные переговоры. Лишь 5-10% переговоров завершаются сделками. Сети АЗС, готовые к продаже, на рынке есть, но мы не готовы покупать их "любой ценой", у нас есть понимание эффективности процессов, мы исходим из тривиального подхода окупаемости того, что покупаем.
Напомню, "Башнефть" определила 26 приоритетных регионов для работы на розничном рынке. Подход к их выбору исходит из логистики: наши заводы расположены в Уфе, и мы смотрим сети АЗС, входящие в "кольцо нашего интереса" радиусом в полторы тысячи километров. Считаем, что при таком "плече перевозок" сохраняется конкурентная способность продукции.
Поэтому, возвращаясь к вопросу о рынках столичных регионов, могу сказать, что пока "Башнефть" не планирует активной работы в Москве и Санкт Петербурге. Но мы имеем в виду эти рынки, потому что видим их прибыльность. Московский регион - это почти 40% рынка моторных топлив России, и "Башнефть" должна здесь присутствовать.
В I квартале 2011 года в Москве будет открыто наше торговое представительство, которое сначала будет заниматься продажами мелким оптом. Постепенно начнем реализовывать в Москве франчайзинговую программу, с условием, что заправки, продающие наше топливо, сразу будут работать под логотипом "Башнефти". В Петербурге тоже изучаем ситуацию, смотрим разные варианты работы на северо-западе России.
Мы очень ревностно относимся к вопросу качества реализуемых топлив в рамках франчайзинговой схемы и строго следим за этим.
- "Башнефть" сейчас демонстрирует высокий темп роста добычи. Удастся сохранить его в ближайшие годы?
- Рост добычи нефти "Башнефти" в 2010 году по сравнению с 2009 составил 15,6%, что приблизило нас к оптимальным уровням добычи на существующих месторождениях.
В 2011 году планируется рост только на 3,5% по сравнению с 2010 годом. Как видите, темпы роста сохранить не удастся, и это было ясно изначально. Сейчас мы стараемся определить тот оптимальный уровень органического роста добычи, который с точки зрения экономики является максимально эффективным.
Рассчитываем достичь уровня добычи примерно в 15 млн тонн в год и продержать его примерно в течение 4-5 лет. Как этого добиться? За счет применения новых технологий, работы с фондом скважин, построением новых геологических моделей месторождений, корректировки проектной документации.
Например, один из приоритетов - снижение обводненности продукции. Когда АФК "Система" купила "Башнефть", обводненность на месторождениях составляла 92,4%, сейчас она составляет 90,6%, к 2014 году хотим добиться обводненности меньше 90%. Кроме того, в минувшем году мы вывели из эксплуатации порядка 700 низкодебитных скважин, а на скважинах, вводимых после бурения, увеличили дебит в несколько раз. Если раньше средний дебит новых скважин был около 4 тонн в сутки, то теперь - почти 13 тонн.
- АФК "Система" приобрела контрольный пакет БашТЭКа более полутора лет назад и заявила, что вскоре создаст его базе вертикально интегрированную нефтяную компанию. Как Вы считаете, удалось за это время построить новую российскую ВИНК?
- Процесс формирования вертикально интегрированной нефтяной компании необходимо рассматривать в первую очередь с точки зрения экономической целесообразности. Мы сможем смело сказать, что построили ВИНК, когда максимизируем нашу эффективность при заданной комбинации активов компании.
Хочу отметить, что за короткий период мы добились максимально возможной эффективности от перехода на новую коммерческую схему. При этом мы видим существенный потенциал развития, который связан, в первую очередь, опять же с коммерческим блоком - я имею в виду расширение операций мелкооптовой и розничной торговли. Приоритетом для "Башнефти" является создание полномасштабной и высокоэффективной сбытовой сети, на что уйдет порядка 4-5 лет.
Одним из лимитирующих факторов при построении полноценной ВИНК сегодня является дисбаланс между объемами добычи и переработки. И хотя мы уже далеко продвинулись в решении этого вопроса, увеличение объемов добычи нефти становится для нас делом чести. С учетом имеющихся объемов переработки, "Башнефти" нужно выйти на добычу в 25-30 млн тонн.
Трудно назвать сроки достижения этой цели. Возможно, для этого "Башнефти" понадобится 5-7 лет работы. Здесь много составляющих - скорость вовлечения месторождений им. Требса и Титова после получения нами лицензий, возможное приобретение новых активов, участие в тендерах на право пользования недр (а мы рассматриваем не только регионы вблизи Башкирии, но также ХМАО, Иркутскую область, Красноярский край).
Если же смотреть с точки зрения инвесторов, которые могли бы поучаствовать в БашТЭКе, то одним из ключевых условий создания ВИНК на базе "Башнефти" станет переход на единую акцию. Это важный этап, он заявлен в наших планах, однако совет директоров, в компетенции которого находится этот вопрос, окончательного вердикта не вынес. Сейчас идет интенсивная проработка вопроса, и не исключено, что решение может быть принято в 2011 году.
- Как может измениться дивидендная политика "Башнефти" в связи с необходимостью реализации такого крупного проекта как Требса-Титова, а также в связи с планами дальнейшего развития компании?
- Дивидендная политика, безусловно, находится исключительно в компетенции совета директоров. Дивиденды надо платить. И компании надо развиваться. Как соблюсти этот баланс - решать совету.
- Каковы планы "Башнефти" по развитию нефтехимии?
- Согласно утвержденной стратегии "Башнефти" до 2013 года, предусмотрен консервативный вариант развития нефтехимии. Но мы следим за ситуацией на рынке и вполне возможно, менеджмент предложит совету директоров пересмотреть эту точку зрения, предоставив определенные варианты активизации этого направления.
Пока не могу говорить о конкретных предложениях, с которыми может выступить менеджмент, сейчас они в довольно "сыром" виде. Когда предложения будут полностью готовы, проработаны и оформлены в бизнес-идею, мы надеемся вернуться к этой теме.
- Как развиваются планы синергии бизнеса "Башнефти" и "Русснефти"?
- Этот вопрос логичнее задавать нашему основному акционеру - АФК "Система". Единственное, что я могу сказать относительно нашего сотрудничества с "Русснефтью" - сейчас мы работаем над продлением с ней контракта по поставкам нефти на уфимские заводы. Вполне возможно, что объемы от "Русснефти" будут увеличиваться.
- С другими НК продлены контракты по поставкам нефти?
- "Башнефть" договорилась о поставках нефти на НПЗ в 2011 году с "ЛУКОЙЛом", ТНК-ВР, Shell, "Роснефтью" и "Сургутнефтегазом". Объемов от этих компаний достаточно для загрузки заводов, потому что в контрактах оговорены условия опционов. То есть договор учитывает гибкую систему поставок, где есть не только фиксированный объем, а еще и опционы. С учетом опционности мы всегда можем либо увеличивать, либо уменьшать объемы закупки у тех или иных компаний.
- Сотрудничество "Башнефти" с другими НК учитывает развитие свопового обмена нефтепродуктами?
- Мы полностью ушли от своповых обменов, по крайней мере, на российском рынке. Пока "Башнефть" в большей мере занимается оптовыми продажами нефтепродуктов. Наш тренд на будущее - постепенное развитие региональных сетей АЗС и увеличение доли розничной реализации нефтепродуктов.
Конечно, мы не отказываемся от партнерств, но все работают на свободном рынке, не связаны какими-то обязательствами друг с другом. Пожалуйста, заключайте контракт, по заявке забирайте топливо. Однако мы не намерены увязывать контракты продажи нефтепродуктов на рынок с контактами поставок нефти на заводы.
- Стратегия "Башнефти" предполагает развитие компании в пределах России, о зарубежной экспансии речи не идет?
- Пока не идет. Сейчас мы серьезно занимаемся реструктуризацией бизнеса. Когда эти процессы закончатся, вполне возможно, обратим свой взор за пределы России.
Вот и новый работодатель в Усинске появляется, осталось дождатся когда весь город свои ремузе им а кадры принесет ))))
знающим: это не та ли "система", что имела некогда прямое отношение к УПК "Недра"?
Нефтяная компания «Башнефть» зарегистрировала в Нарьян-Маре 100-процентную дочернюю компанию ООО «Башнефть-Полюс», которая в случае победы на конкурсе по месторождениям Требса и Титова станет оператором разработки этих месторождений. Об этом сообщает пресс-служба администрации Ненецкого автономного округа со ссылкой на «Башнефть».
При чём тут Усинск? Башнефть к Усинску вообще отношения не имеет. При чём тут
Вот и новый работодатель в Усинске появляется
? Детская наивность.
Усинск останится в заднице, это факт, даже больше, конец близок...
Усинск еще как причем!Ведь до Наръян-мара железки нет!А значит все грузоперевозки будут именно с Усинска.Так что Усинск еще будет греметь(не только один голяка)
Нарьян-Мар и так последние годы обделён-большинство компаний, работающих в округе, находятся в Усинске+почти все грузоперевозки.Так что всё нормально-пусть будут в НАО.
#6 сообщение от: Илья (Сегодня, 18:58)
Усинск еще как причем!Ведь до Наръян-мара железки нет!А значит все грузоперевозки будут именно с Усинска.Так что Усинск еще будет греметь(не только один голяка)
Ну и что? Что за лепет? Ну будет тут перевалочный участок по снабжению и всё. Добыча то в НАО, занятость населения из НАО (или, скорее всего, гастробайтеры), налоги в НАО, социалка в НАО. Усинск тут вообще не при делах. Так что не пускайте слюни.
Саша прав(а)!!
Тян А.Р.! Не спать! Надо искать пути партнёрства, требовать квоту на рабочии места для Усинского района и т.д. и т.д.
Мои друзья щедры теперь на слово,
Да вот бинтов не думают снимать:
Слух прокатился, будто скоро снова
Лбы придется забинтовать. И. Тальков
Отправить комментарий