Момент истины, или как в Заполярье испытывали на прочность газопровод

1 августа 2011 - 11:37

В НАО проведены пневматические испытания на прочность и проверка на герметичность межпромыслового газопровода, по которому попутный нефтяной газ с Инзырейского месторождения вскоре станут транспортировать на Харьягу для дальнейшего использования.

Такие испытания вполне можно назвать моментом истины, ведь они являются непременной завершающей процедурой при строительстве любых трубопроводных сооружений. До этого момента ни один строитель не возьмет на себя смелость утверждать, что работа сделана без изъянов и огрехов. Даже если он не сомневается в этом, все равно вслух не скажет, дабы не сглазить.

Тем более, когда речь идет о трубопроводе, построенном в Заполярье. Чтобы понять, как это было непросто осуществить, надо иметь хотя бы приблизительное представление о геологических и топографических особенностях территории.

Поэтому не будут лишними пояснения, которые дал корреспонденту «СВ» начальник отдела по сопровождению приоритетных проектов ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Раис Юнусов.

БЕРЕЖЕНОГО БОГ БЕРЕЖЕТ

– Протяженность газопровода составляет 51,31 км. Помимо обычных для этой местности тундровых болот и многочисленных ручьев, на пути строителей были две крупные водные преграды: реки Харьяха и Колва, – сказал он. – На Харьяхе сделан балочный переход, а вот участок перехода через Колву пройден с использованием метода наклонно-направленного бурения. На участке, где маршрут трубопровода пересекается с автодорогой на Усинск, применили тот же метод…

О том, насколько серьезное значение уделялось безопасности итоговой проверки, можно судить хотя бы по требованиям, которые были выполнены прежде, чем компрессор начал закачивать в трубу воздух.

Прежде всего, конечно, строители еще раз убедились, что трубы надежно закреплены на опорах, что запорная арматура и приборы находятся на своих местах, пронумерованы и снабжены указателями. Пневматическим испытаниям предшествовала и тщательная механическая очистка полости трубопровода специальным снарядом, сделанным из полиуретановых материалов.

За пять дней до начала испытаний о них были оповещены все заинтересованные организации, включая транспортные предприятия и оленеводческие хозяйства. Наконец за пределы охранной зоны трубопровода, то есть не ближе 250 метров, вывели технику и удалили персонал. Охранную зону обозначили хорошо видимыми флажками, а на дорогах установили барьеры и предупреждающие знаки.

Казалось бы, к чему столь строгие меры предосторожности? Ведь и без того на всех этапах строительно-монтажных работ их качеству уделялось пристальное внимание: сварные стыки проверяли рентгеновскими аппаратами, прошли они и ультразвуковой контроль. Однако специалисты, работающие в этой отрасли, давно уяснили, что береженого бог бережет. Пока идет проверка, посторонним поблизости делать нечего. За соблюдением этого правила следили дежурные посты и обходчики.

А руководство процессом испытаний было возложено на полномочную комиссию, в состав которой вошли представители заказчика (ТПП «ЛУКОЙЛ-Севернефтегаз»), генподрядчика (ОАО «Глобалстрой-Инжиниринг) и субподрядчиков (ЗАО «АНК», ОАО «ВНПС», ОАО «Флинт»). На случай возникновения нештатной ситуации ее ликвидацией занялись бы аварийные бригады, оснащенные необходимой техникой и оборудованием. Словом, подготовка была проведена основательная.

ПОПУТНЫЙ ГАЗ – В ДЕЛО

Как проходили сами испытания, в чем их суть? Об этом мне рассказал ведущий инженер отдела по сопровождению приоритетных проектов северного ТПП Василий Ковальчук.

– Для проверки прочности трубопровод по всей нитке держали под давлением 27,5 кг на квадратный сантиметр в течение двенадцати часов. Показания манометров и термометров фиксировались каждый час в журнале наблюдений. Подъем давления производили плавно, с промежуточной остановкой, во время которой газопровод был осмотрен на предмет утечек и повреждений. Таковых выявлено не было.

Затем, по словам собеседника, для более длительной проверки герметичности давление снизили до проектного рабочего уровня (это 25 кг на квадратный сантиметр), и оно удерживалось на этой отметке еще 24 часа.

– После завершения комплекса работ по испытанию и установления в системе газопровода атмосферного давления его монтажные концы были закрыты временными заглушками, чтобы предотвратить попадание воды и посторонних предметов, – добавил В. Ковальчук.

…Трудно переоценить актуальность задачи, решаемой ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в рамках реализации данного проекта. Пройдет совсем немного времени, и попутный нефтяной газ с Инзырея наконец-то будет пущен в дело. К этому лукойловские нефтяники стремились давно, только не нужно все-таки забывать, что рациональное использование газа на удаленных нефтепромыслах требует очень весомых финансовых затрат!

Сжигать углеводородное сырье на факелах, безусловно, негоже, об этом не раз говорилось с самых высоких трибун. Возразить тут нечего. Но и быстро найти применение попутному газу не всегда удается – таковы, к сожалению, специфика и реалии Крайнего Севера, где темпы создания сопутствующей инфраструктуры по объективным причинам зачастую отстают от темпов освоения месторождений. Но отставание это сокращается буквально на глазах, и новый газопровод – тому пример.

0

Если пришли не хапнуть,а на века, устанавливайте газотурбинные генераторы и вырабатывайте свою эл.энергию,а излишки продавайте городу. Конечно затраты окупяться не за один год!

0

это если не хапнуть, а на деле то как раз хапнуть, выкачать всё что можно и свалить.

Отправить комментарий