О том, что Варандейский стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) ОАО «ЛУКОЙЛ» попал в Книгу рекордов Гиннесса, стало известно накануне юбилея нефтяной Компании. Согласно официальному сертификату СМЛОП стал самым северным круглогодично действующим нефтяным терминалом в мире с координатами 69 градусов 03 минуты 11 секунд северной широты.
Наша газета в 2008-м году подробно рассказывала о строительстве этого уникального причала и его установке на морское дно в 22 км от побережья. Однако ничуть не меньший интерес, чем сам СМЛОП, представляют береговые сооружения терминала. О них и вообще о Варандее (с ненецкого переводится как «край земли»); о спаянных воедино событиях прошлого и нынешних свершениях пойдет сегодня речь.
…В начале августа я летел в очередную командировку на Варандей из Нарьян-Мара, где только что закончилось заседание Совета безопасности РФ. Иностранцы сразу же дружно прильнули к иллюминаторам: обозревают заполярную тундру, то и дело щелкают затворами фотоаппаратов. У меня таких снимков накопилась множество, поэтому предаюсь воспоминаниям.
Современному Варандею это название, по сути, досталось в наследство. Первый Варандей был поселком рыбаков, охотников и оленеводов (в конце прошлого века его жителей переселили в Нарьян-Мар). В 1974-м году в четырех километрах от него геологоразведчики построили свой поселок и назвали его так же.
Каким он был? На «краю земли» я впервые побывал почти тридцать лет назад в качестве стажера-корреспондента редакции окружного радио. В тот апрельский день в Нарьян-Маре ярко светило солнце и звенела капель, а южный рубеж Северного Ледовитого океана встретил морозом под двадцать градусов и метельной круговертью (потом старожилы здешних мест просветят, что на Варандее за год набирается до пятидесяти дней, когда скорость ветра превышает 15 метров в секунду).
Поселок геологоразведчиков с высоты выглядел так, будто кто-то с размаху швырнул на берег балки, сараи, бараки и бочки. Куда упали, там и стоят. Среди этого скопища разномастных строений туда-сюда сновали самосвалы, бульдозеры, вездеходы. Было сразу и не разобрать, где заканчивается работа и начинается быт. Возле обшитых несколькими слоями рубероида и фанеры (для тепла и защиты от ветра) жилищ сушилось белье, играли дети. И, вроде бы, всем и тогда было понятно, что так не должно быть, что в походном состоянии нельзя пребывать годами. Но ничего не менялось до тех пор, пока территорию поселка в 1991-м году не признали зоной стихийного бедствия, а жители не разъехались по разным городам большой страны. Руины эвакуированного населенного пункта были снесены.
Пришедшие впоследствии в эти края нефтяники «ЛУКОЙЛа» выбрали для дислокации другое место, начинали все с чистого листа и с учетом ошибок предшественников. Что из этого получилось? Вот сейчас и взглянем, благо вертолет уже совершил посадку.
После короткого разговора с ветераном Варандея начальником аэропорта Ильясом Апаевым спешу к своим спутникам, которые уже усаживаются в вахтовку. Едем в сторону комплекса береговых сооружений терминала. В 2007-м году я наведывался сюда, когда еще полным ходом шло строительство и, помню, был буквально потрясен размахом работ, в которых участвовало две тысячи специалистов.
Сегодня здесь поистине монументально и незыблемо смотрится резервуарный парк, который сооружался по технологиям, предусматривающим наличие нескольких степеней защиты во избежание нанесения какого-либо урона окружающей среде. При монтаже были задействованы девять лабораторий качества.
Резервуар, в частности, представляет собой «стакан в стакане», то есть имеет двойные стальные стены. Даже если внутренняя емкость по какой-либо причине утратит герметичность, вытекающая нефть будет скапливаться в межстеночном пространстве. А еще впервые в России при строительстве резервуаров применен метод термостабилизации. Им не страшно даже пресловутое глобальное потепление.
Почва под резервуарами искусственно заморожена с помощью холодильных установок на глубину шесть метров. Эти монолитные плиты имеют постоянную температуру минус восемь градусов по Цельсию. Приглядевшись внимательнее, можно увидеть, что каждый резервуар окружен частоколом небольших металлических «елочек» – это и есть термостабилизаторы. Опять же впервые в практике фундаментостроения с целью снижения интенсивности коррозионных процессов на днища резервуаров укладывали герметизирующий гидрофобный слой из рулонного материала «резитрекс».
Надежность и еще раз надежность – эта лукойловская заповедь поставлена во главу угла и на современном Варандее – будь то СМЛОП, насосная станция или подводные нефтепроводы.
…В далеком 1985-м году на варандейском рейде бросил якорь танкер «Имант Судмалис», чтобы принять тысячу тонн нефти с Варандейского месторождения. Предполагалось, что морской вариант транспортировки нефти позволит на целую пятилетку ускорить промышленное освоение северных месторождений. Но не вышло.
Выполнение этой масштабной задачи оказалось по плечу только «ЛУКОЙЛу».
Какая-то незавершенная статья. Тем более два последних абзаца сами так и просятся в начало.
Ну, вроде как: давным-давно, в далёкой далёкой галактике...
А также только лукойлу и прочим удалось раздолбать автодорогу, ни построить ни метра автотрассы, ни одного жилого дома и т.д и т.п.!!! а в далёком 1985 году всё это строили и им это было по плечу!!!
А также в 1994 году выселили все местное население под предлогом наводнения
Отправить комментарий