Анна Фролова: "Меня заразили желанием помогать людям"

7 октября 2011 - 18:32

Девять лет назад благотворительный фонд «Город без наркотиков» создавался как фонд оказания помощи людям, попавшим в алкогольную и наркотическую зависимость. На первых порах работа его организаторов строилась в основном на реабилитации наркозависимых. Сегодня представительства фонда есть уже практически во всех городах республики.

«Город без наркотиков» активно сотрудничает с другими общественными организациями и государственными структурами в сфере противодействия употреблению алкоголя и наркотиков. Летом этого года после трагической гибели президента фонда Павла Фролова руководство организацией взяла на себя его жена Анна Фролова. Наш сегодняшний разговор с ней – о работе, которую проводит фонд «Город без наркотиков» в городах и районах республики.

– Анна, как члены вашей организации пришли к необходимости профилактической работы с молодежью?

– Это не могло не произойти. Потому что алкогольная и наркотическая зависимость – это следствие, а причины лежат в социальном, семейном, психологическом неблагополучии. Ребята, которые проходили полный курс реабилитации в нашем центре, как правило, все возвращались в нормальную жизнь. Но в то же время огромное число других молодых людей продолжает пополнять ряды наркоманов и алкоголиков. Чтобы уменьшить масштабы этой проблемы, необходимо вести активную профилактическую работу. К тому же наркомания молодеет. К нам за помощью обращаются родственники несовершеннолетних. В Яреге был случай, когда 11-летняя девочка уже имела опыт употребления наркотиков. К сожалению, в подобных ситуациях мы ничем не можем помочь, потому что у нас нет нормативно-правовой базы для реабилитации несовершеннолетних в своем центре. И в то же время мириться с проблемой нельзя, значит, нужно сделать все возможное, чтобы ее предотвратить.

– Профилактикой наркозависимости сегодня занимаются и другие общественные и государственные организации. В чем выражается вклад вашего фонда в эту работу?

– Я могу с уверенностью сказать, что нашим ребятам намного легче достучаться до сознания тех людей, с которыми мы встречаемся во время профилактических мероприятий. И тут нет никакой загадки. Люди всегда более отзывчивы на живое слово, которое проникнуто личным опытом: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»... Просто ребята из нашего фонда, пережив в свое время ужасы наркотического плена, знакомы с проблемой изнутри. Они могут рассказать о всех подводных камнях, которые скрываются на пути к освобождению. По той же самой причине у членов нашего фонда – особое горение и желание помочь заблудшим и тем, кто ходит по краю. Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что наркомания неизлечима, они верят в возможность исцеления. А это дорогого стоит: убежденный человек легче может убедить другого.

В то же время, выступая перед школьниками, наши координаторы никогда не говорят о том, что сами были в зависимости. И не потому, что стыдятся прошлого, а для того чтобы не вызвать у детей ложного убеждения, что можно попробовать наркотики и потом так же благополучно бросить. Ведь это действительно очень опасные забавы, и процент сумевших победить наркоманию, к сожалению, не так уж и велик. А глядя на наших успешных ребят, у детей невольно может возникнуть мысль: «Им же удалось, значит, и мне удастся». Кстати, в отличие от школ, где представители нашего фонда предпочитают умалчивать о личном опыте знакомства с наркотиками, в исправительно- трудовых колониях, куда мы тоже выезжаем с акциями, и во взрослых аудиториях они об этом говорят. Просто это уже совсем другой контингент. К тому же многие из заключенных не только на воле употребляли наркотики, но и в колонии находят возможность этим заниматься. И чтобы появилась надежда на исцеление, им необходимо видеть, что есть люди, сумевшие преодолеть власть нар-котика.

Во время встреч со школьниками мы показываем фильмы из реальной жизни наркоманов. И это потрясает не меньше, чем если бы они услышали истории из чьего-то личного опыта. Обычно после этих просмотров в зале надолго повисает тишина, которая лучше всего свидетельствует о той работе, которая происходит в душах детей. Кроме того, мы активно пропагандируем здоровый образ жизни. Для участия в своих благотворительных концертах мы привлекаем ребят, владеющих искусством хип-хопа, брейк-данса и т.д. Цель – показать, что в жизни есть много чего интересного, что невозможно реализовать наркоману или алкоголику. Кроме того, мы просто много общаемся с молодежью и с их родителями.

– В конце сентября ваша организация выезжала в Усть-Куломский район, где в течение нескольких дней вы посетили несколько школ района с профилактическими мероприятиями. Кто был инициатором этих встреч и почему был выбран именно Усть-Куломский район?

– На идею проведения подобных масштабных мероприятий с выездами в районы нас натолкнула встреча с Главой республики Вячеславом Гайзером в конце июня этого года. Вячеслав Михайлович приезжал тогда в Ухту, где встречался с общественниками. Там тогда проходило несколько дискуссионных площадок, инициатором одной из которых был наш фонд. Называлась она «Здоровая республика без алкоголя и наркотиков». Глава тогда заметил нас и предложил провести дискуссионные площадки в районах с целью сбора предложений по борьбе с распространением алкоголизма в программу Народного фронта. 19 июля у нас состоялась такая дискуссионная площадка в рамках деятельности Общественной палаты РК совместно с нашим фондом в Усть-Куломском районе. Выбор района, конечно, был неслучаен: статистика алкоголизации населения в районе – шокирующая, без привлечения общественности тут не справиться. Площадка тогда переросла в живую плодотворную беседу, в которой приняли участие представители всех заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций. Это не единственная дискуссионная площадка, проведенная нами в районах республики. Мы побывали также в Княжпогостском районе, в Сыктывкаре. Просто власти Усть-Куломского района пошли немного дальше и предложили нашему фонду «Город без наркотиков» посетить учебные заведения района с профилактической программой.

Мероприятия проходили с 21 по 23 сентября, мы объехали почти весь район, было охвачено 11 школ и одно профессиональное училище. Представители фонда ежедневно давали от трех до пяти лекций. Была проведена работа с 7-11 классами, а по вечерам проводились общешкольные родительские собрания, где также обсуждались вопросы противодействия алкоголизму и наркотикам. Руководство района готово пригласить нас еще раз, потому что учителя школ, в которых мы не успели побывать, услышав об эффекте от проведенных мероприятий, возмутились: «А почему к нам не приезжали?» В администрации района нам рассказали, что впечатление от увиденного и услышанного у школьников и их родителей превзошло все ожидания. Многие, мол, думали: приедут, будут морализировать о вреде алкоголя и наркотиков… А получился живой, заинтересованный разговор как с детьми, так и со взрослыми. Некоторые дети, говорят, потом подходили к учителям со словами «Мы будем пробовать бросать курить». После проведенной в Усть-Куломе акции нам стали поступать предложения провести подобные мероприятия и в других районах. По опыту Усть-Кулома Общественная палата планирует поездки в Троицко-Печорск, Усть-Цильму, Удору, Сысольский и Сыктывдинский районы. Наш фонд со своей программой присоединится к этим выездам.

– Минувшим летом вы вошли в состав Общественной палаты РК. Скажите, членство в палате как-то помогает в реализации стоящих перед фондом задач?

– Безусловно, это позволило значительно расширить рамки нашей деятельности. Перед нами открылись новые возможности. О существовании нашего фонда, конечно, многие в республике знали и раньше, но все-таки представление о том, чем мы занимаемся, у людей было достаточно ограниченное. Сейчас я могу сказать, что нас узнали поближе, стали приглашать в муниципалитеты.

– До недавнего времени фонд проводил свои акции в основном в городах республики. В селе же – своя специфика тех проблем, которыми вы занимаетесь. Заметили ли вы какие-то отличия?

– Главное отличие – причины, побуждающие сельских ребят приобщиться к спиртному. Городские подростки на вопрос, почему человек начинает употреблять спиртное или наркотики, обычно отвечают: «Чтобы расслабиться, повеселиться, оторваться на дискотеке» и т.д. После проведенных опросов нас поразило то, что сельские ребята в большинстве случаев отвечали на этот вопрос: «Чтобы уйти от проблем». То есть они видят, что их родители начинают пить оттого, что не в силах справиться с житейскими проблемами, и соответственно с возрастом усваивают ту же модель поведения. В то же время в городе подростковый алкоголизм или наркомания почти не зависят от материального благополучия семьи: в зависимость в равной степени попадают дети как из неблагополучных, так и из благополучных семей.

Данные детских опросов мы потом озвучивали перед родителями на родительских собраниях, чтобы показать, как проблемы взрослых накладывают отпечаток на психику детей. Заметьте: на собрания в основном приходили одни женщины. На вопрос, почему же отцы не интересуются воспитанием детей, женщины отвечали, что мужья пьют оттого, что в селе нет работы. Наш координатор, проводивший собрание, поинтересовался, почему же в то время, как их мужчины предпочитают «заливать горе», те, кто хочет жить, живут и рук не опускают? В районе немало примеров, когда не только местное население, но даже и выходцы из других регионов открывают здесь свой бизнес и живут достойно. Присутствовавшие пытались доказывать, что у них, мол, деньги есть, а у нас нет. Но ведь люди едут издалека, пытаются выживать, берут кредиты, строят пилорамы... В общем, разговор принял характер весьма оживленной дискуссии.

Люди по привычке пытались обвинять во всем государство, которое поставило их в такие условия. На что наш лектор без обиняков заявил: «Не надо валить с больной головы на здоровую. Всегда были люди, которые и в более сложные для страны времена не теряли своего лица. В конце концов, разве государство – это не мы все вместе взятые? Я, например, себя маленьким человеком не считаю». Согласитесь, что такой диалог с людьми стал возможным потому, что это был разговор не представителя власти с народом, а человека, который сам сумел победить не менее сложные проблемы в своей жизни. В этом смысле роль общественников в решении социальных проблем трудно переоценить: их ведь воспринимают как своих, как защитников интересов народа.

– Вы такая молодая, благополучная, с хорошим образованием и взялись за столь сложное дело – помогать людям, попавшим на самое дно жизни. Что вас натолкнуло на это?

– Меня очень сильно коснулась судьба мужа. Мой муж Павел Фролов (до мая 2011 года возглавлял фонд «Город без наркотиков», трагически погиб в автокатастрофе), как и все ребята из нашего фонда, тоже в свое время был в зависимости. Он прошел реабилитацию в одном из российских центров и к моменту нашей встречи уже около шести лет не употреблял наркотики. С ним я научилась по-другому жить. До него вроде все было благополучно: хорошие родители, хорошее образование, нормальная работа… Но когда я поближе узнала его, познакомилась с ребятами из фонда, меня поразило их бескорыстие, искреннее желание помочь людям, попавшим в беду, готовность прийти на помощь в любую минуту. Это не могло не подкупить. Рядом с ними поневоле заряжаешься желанием тоже как-то быть полезной людям. Сейчас я не представляю свою жизнь без этого. И потом, мы ведь не только реабилитацией занимаемся, мы же все молодые – дружим, общаемся…

***
Городские подростки на вопрос, почему человек начинает употреблять спиртное или наркотики, обычно отвечают: «Чтобы расслабиться, повеселиться, оторваться на дискотеке». После проведенных опросов нас поразило то, что сельские ребята в большинстве случаев отвечали на этот вопрос: «Чтобы уйти от проблем». То есть они видят, что их родители начинают пить оттого, что не в силах справиться с житейскими проблемами, и соответственно с возрастом усваивают ту же модель поведения.

0

Молодцы, оказываете реальную помощь!!!! Не то что Возраждение, только тиранизм...

0

Усинск - пил и будет пить, бесполезно все... =(

Отправить комментарий