На недавнем совете у полномочного представителя президента РФ в Северо-Западе Николая Винниченко были презентованы ключевые инвестиционные проекты Республика Коми, которые, как оценил их глава региона Вячеслав Гайзер, являются прорывными и снизят зависимость республики от ситуации в добывающих отраслях. О том, какие проекты были представлены, и почему именно они выбраны в качестве "прорывных" рассказал в Сыктывкаре заместитель Главы Коми Александр Буров, курирующий в республиканском правительстве промышленный блок.
- Александр Александрович, почему именно эти семь инвестпроектов определены в качестве основы развития Республики Коми в ближайшие годы?
- Потому что это проекты как раз в тех отраслях, которые определяют развитие экономики региона. Прежде всего, нами представлены инфраструктурные проекты. А реализация инфраструктурных проектов - это основа для развития экономики вообще любой территории. Инвестор, приходя в республику, интересуется, прежде всего тем, насколько развита инфраструктура региона, тем, как можно добраться до потенциальных промплощадок, какова может быть логистика проекта. Вот почему ключевым становится проект "Белкомур" - эта железнодорожная магистраль, которая как раз пройдет по тем районам, где у нас сегодня с инфраструктурой и с дорогами крайне, крайне сложно. Кроме того, магистраль даст выход грузопотокам на промышленный Урал и северные морские порты. Еще один важнейший инфраструктурный проект, который был представлен у полпреда, - это проект автомобильной дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. Сегодня у нас для автотранспорта все районы, которые идут севернее Ухты, практически заперты. И железная дорога - это единственный путь. И когда сегодня возникли проблемы у железной дороги, ситуация с доставкой грузов в северные районы республики стала критической. Нужна альтернатива. Показательный пример со снабжением этой осенью Усть-Цилемского района.
- Не только Усть-Цильма, но и Ижма.
- Прежде всего, Усть-Цильма, там наиболее остро встали вопросы, и нам приходится сейчас в ручном режиме их решать, чтобы не сорвать снабжение населения.
- Удается что-то сделать?
- Надеюсь, что да. А будь у нас сегодня эта автомобильная дорога, причем хорошего качества, с твердым покрытием, и проблем бы не было. Ну и третий инфраструктурный проект, который реализует на территории республики "Газпром". Я думаю объяснять не надо, насколько важен для нас, и для страны проект "Система магистральных газопроводов "Бованенково - Ухта - Торжок". Вот те три инфраструктурных проекта, которые были представлены.
Кроме того, в Петербурге мы презентовали очень перспективный проект - проект не просто добычи полезного ископаемого, который называется "титановая руда", а создание целого горно-металлургического комплекса. В результате, из республики повезут не руду, а пигментный диоксид титана и титановую губку. Это та продукция, которой в России сегодня нет, которая позволяет развиваться самым высокотехнологичным отраслям промышленности во всем мире. Имею в виду проект - "Пижемский титан", который реализует группа компаний "РУСТИТАН".
Также мы представили ряд социальных проектов, которые считаем для республики очень важными. Один из них - завершение строительства санатория в селе "Серёгово" / грязелечебница в селе Серегово Усть-Вымского района - прим.ТАСС/, мы планируем его ввод в 2013 году.
- Этот проект длится уже более 20 лет, его несколько раз хоронили, будет ли он завершен?
- Санаторий будет построен. Сегодня для этого много сделано, решены основные проблемы, в том числе, связанные с финансированием. Так как длительный период проект был заморожен, то потребовались серьёзные усилия для расконсервации объектов, актуализации проектно-сметной документации. Мы взялись за завершение долгостроя, за ввод санатория, который крайне необходим для всех жителей республики.
- После этой презентации было высказано немало критики, что представленные полпреду проекты "бородатые", им уже не один десяток лет. И предыдущий титановый проект был закрыт, так и не успев начаться. Что позволяет сейчас рассчитывать, что проекты будут реализованы?
- Первые упоминания о том же "Белкомуре" идут от начала 20 века. На картах министерства путей сообщения царской России уже обозначена эта дорога, как дорога, которую необходимо построить. Очень надеюсь, что мы живем в том десятилетии, которое должно завершиться пуском этой магистрали.
- Но сегодняшние реалии немножко другие, нежели были в царской России. Почему сейчас проект застопорился?
- В 2009 году проект уже был в достаточно приличной стадии готовности и прошел согласование практически всех необходимых инстанций, в том числе и комиссии Инвестиционного фонда, для того, чтобы быть профинансированным полностью на 100 процентов за госсчет из средств Инвестфонда. Но 2009 год - это уже был год кризиса, а к 2010 году Инвестфонд прекратил финансирование всех новых инвестпроектов. Соответственно, и наш проект вновь откладывался в долгий ящик. Нам не хотелось мириться с этой ситуацией. Мы пришли к выводу, что можем использовать опыт строительства крупных инфраструктурных проектов по схеме государственно-частного партнерства. Именно такое предложение год назад сделал глава республики Вячеслав Гайзер премьер-министру Владимиру Путину. Наш подход был одобрен, и мы этот год не зря потратили. Мы активно работали со всеми министерствами и ведомствами России, работали с РЖД и Внешэкономбанком. Сегодня нет ни одной структуры в правительстве РФ, которая бы сказала, что этот проект не нужен, что не надо искать путей его реализации.
- И руководство "Российской железной дороги"? С РЖД было поначалу недопонимание...
- И РЖД. У нас создана рабочая группа с РЖД по продвижению этого проекта, возглавляет ее старший вице- президент РЖД Решетников, и мы, считаю, достаточно конструктивно решаем вопросы. Сейчас мы готовим всё к тому, чтобы вышло распоряжение правительства РФ.
- Отечественные инвесторы проявляют интерес?
- Да. Сейчас вместе с правительством России мы решаем ряд вопросов, которые гарантировали бы инвестору возврат средств. Должен сказать, что в мире ни одна железная дорога такого масштаба не строилась только одним частным капиталом. Всегда участвовало государство. И, в конце концов, по разным схемам государство либо выкупало, либо забирало те дороги, которые строили частные инвесторы. А частный инвестор соответственно возвращал себе вложенные деньги.
- Недавно состоялась рабочая встреча Вячеслава Гайзера с Владимиром Путиным, и он вновь завел разговор о "Белкомуре", попросив помощи, в частности, разрешения для "Внешэкономбанка" по финансированию проектных работ. Какой- то предварительный ответ есть от российского правительства?
- Первый раз глава республики представил проект Владимиру Путину год назад. Сегодня, когда Вячеслав Михайлович, доложил о проделанной работе и высказал предложения по осуществлению строительства - Владимир Владимирович согласился, и виза была поставлена "Поддержать" - Республику Коми в реализации этого проекта. Надо сказать, что за год работы "Белкомур" нашел дополнительную поддержку в Госдуме, еще раз была подтверждена важность этого проекта "Единой Россией" на межрегиональной конференции в Череповце. Проект вошел в стратегию развития Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в сентябре прошел Арктический форум в Архангельске, и там тема "Белкомура" прозвучала уже в несколько ином ракурсе. Во многих выступлениях говорилось, что Северный морской путь невозможно загрузить в необходимых объемах, если не будет реализован "Белкомур". При сегодняшней пропускной способности железных дорог грузы до арктических портов Мурманска и Архангельска просто не дойдут.
- Коми продвигает "Белкомур" не в одиночку, как складывается партнерство в этом деле с Архангельской областью и Пермью, нет ли "перетягивания одеяла"?
- Этот проект, кстати, называется не так коротко - "Белкомур", а "Комплексная программа промышленного и инфраструктурного развития Республики Коми, Пермского края и Архангельской области". И если в ценах 2009 года проект строительства железной дороги оценивался в 118 млрд. рублей, плюс еще 37 млрд. руб. на реконструкцию действующих участков дороги, то проект развития экономики наших трех регионов оценивался в 500 млрд. руб. Промышленные проекты, которые входят в комплексную программу развития территорий, реализуются. Для примера, входил туда "Степ" /проект ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК"/, он реализован. Входил туда наш проект "Енисей" /нефтеперерабатывающий завод в Усинске, запущенный в августе 2011 года/, он реализован. Очень большие деньги вкладываются в Пермском крае в Соликамске "Сильвинитом", "Уралкалием", "Еврохимом". Как выступал губернатор Пермского края, сегодня они со своей продукцией в Соликамске становятся запертыми. Они не могут провезти через существующие дороги те объемы, которые генерирует уже сегодня Соликамск. И им крайне важен выход на Север.
- Верно ли, что все гарантии и соглашения по "Белкомуру" достигнуты, и сейчас идет планомерная работа по его реализации, или какие-то риски все же существуют?
- Я оптимистично вам говорю, хотя все решается не просто и не быстро. Но все-таки мы надеемся, что все согласования, заинтересованности должны выйти на новый качественный уровень, на решение вопроса по строительству дороги.
- Проект автодороги Усинск - Нарьян-Мар недавно упоминался в ходе поездки президента Дмитрия Медведева в Ненецкий автономный округ. Президент дал поручение правительству по этой дороге, и даже были названы новые сроки сдачи трассы Нарьян-Мар - Усинск в эксплуатацию - 2014 год. Реальны ли они?
- Я думаю, что дано задание президентом по возможности ускорить решение вопроса о строительстве, но вряд ли, уже решены все вопросы с финансированием этих участков в ближайший год. Мы-то вот строим эту дорогу в республике в большей степени за счет нашего республиканского бюджета. И если будет принято решение федеральным правительством о финансировании, то, естественно, пойдет ускорение. Пока, рассчитываем в большей степени на свои силы и мы видим реальный срок окончания строительства дороги ближе к 2018 году. В 2013 году же закончим с так называемым "серпантином", мы его обойдем, и будет хорошая дорога от Ухты до Ираеля. Ну, естественно и дальше дорога будет строиться.
- При строительстве дорог помимо финансов важны многие другие вопросы. Насколько известно, минувшим летом возникли серьезные проблемы, связанные с железной дорогой, нехваткой вагонов. Элементарно щебень строители не могли завезти, из- за чего сроки строительства сдвигались. Есть ли какие-то гарантии от РЖД?
- Железная дорога, к сожалению, задерживает не только строителей автомобильных дорог, но и создает проблемы для всех, кто сегодня связан с перевозками по ней. Те реформы, которые начаты были в прошлые годы в РЖД, в первую очередь коснулись того, что приватизирован был вагонный парк, но не были решены вопросы регулирования взаимоотношений с многочисленными собственниками подвижного состава, а их сегодня порядка 2 тыс. Соответственно, если раньше порожний пробег вагонов составлял от 20 до 30 проц в зависимости от периода и конкретных условий, в которых работали железнодорожники, то сейчас он доходит от 50 до 100 проц. То есть вагон в одну сторону прошел загруженный, в другую сторону он либо идет пустой, либо долго-долго стоит на станциях, перегонах, забивая железнодорожные пути. В итоге, грузоотправители не могут найти необходимых им вагонов. А вторая проблема в том, что железная дорога из-за забитости своих путей резко уменьшила пропускную способность. А если еще в это время решаются стратегические вопросы, как, например, у нас, когда идет строительство газопровода, и существует массовый поток грузоперевозок в одну сторону, то вообще приходим к коллапсу. Когда у нас от Сосногорска и от Печоры до Инты вагоны со сверхнеобходимыми грузами идут неделями вместо того, чтобы идти часы. Дело доходит до того, что возникает необходимость забоя птиц на Интинской птицефабрике, их просто нечем кормить, - вагоны с комбикормом где-то стоят. И нужно регулярно включаться Минпрому республики с тем, чтобы вместе с Северной железной дорогой в ручном режиме искать каждый вагон и его проталкивать. Такая же ситуация сейчас сложилась с вагонами, которые проталкиваются до Ираеля, чтобы была мука и продукты питания для Усть-Цилемского района. И это происходит на всей территории России.
- У полпреда были презентованы и так называемые социальные проекты - малоэтажное жилье, санаторий в Серегово и Финно-угорский этнопарк. Как они вписываются в стратегию прорыва региональной экономики?
- Для республики важно, я думаю, и вы это чувствуете, активизировать жилищное строительство. По 2010 году назову две цифры: в России на одну тысячу жителей было введено 400 кв м жилья, у нас - около 90. Поэтому, актуальность проекта малоэтажного строительства в Сыктывдинском районе понятна. Первые дома, которые там будут возведены, будут дома для жителей закрывающихся поселков и переселенцев из ветхого жилфонда. Мы хотим этим пилотным проектом показать пример того, что можно тиражировать и в других районах республики. В поселке будет инженерная инфраструктура, дороги и детский сад, спортплощадка. Всего в результате реализации проекта жильём будут обеспечены не менее 800 семей. Общий объем финансирования - больше 3 млрд руб. Из них из республиканского бюджета будет выделено 1,7 млрд. Проект должен быть осуществлен до 2015 года. Работы в этом году уже начаты, в следующем году в поселок переселятся первые жители.
- Каковы перспективы титанового проекта? Предыдущий "Коми-Алюминий" от компании "СУАЛ" так и не был реализован.
- Один титановый проект уже находится в стадии осуществления в той же Яреге, он называется проект "Титан", реализует его компания "СИТТЕК", и уже в 2013 году в рамках этого проекта будет запущено производство титанового коагулянта. Это сверхинновационная продукция, необходимая, прежде всего, для очистки воды. Причем это настолько уникальный продукт, что позволяет достигать такой чистоты воды, что им активно заинтересовались фармацевтические фирмы. Это первый наш реализуемый титановый проект. А если говорить о Пижемском титане, то, хочется сказать, что это освоение уникального месторождения. Даже при добыче 3 млн т титановой руды в год её хватит на 800 лет. И выпускать они будут крайне нужный сегодня во всем мире диоксид титана и титановую губку. И этот проект уже начинает реализовываться. Активно идет геологоразведка, уточнение запасов. С нашей фирмой "Миреко" заключены соглашения. Мы создали совместно с инициаторами проекта рабочую группу, регулярно отслеживаем ситуацию и оказываем им необходимую поддержку. Перспективы у этого проекта хорошие. И более того, в ходе реализации проекта вполне возможно присоединение к нему и Ярегского месторождения.
- Как решается вопрос с финансированием данного проекта?
- Вопрос с инвестициями решается. Но нужно подтвердить запасы. Нужно подготовить проектную документацию. Пока идут предварительные переговоры, но они обнадеживающие.
Отправить комментарий