Строительство дороги Сыктывкар – Усинск – Нарьян-Мар: что это такое

24 марта 2015 - 17:50

Дорогу Сыктывкар – Нарьян-Мар строят уже 24 года.

Амбициозный проект требует большого финансирования (по некоторым данным, сумма превышает 10 миллиардов рублей), но у государства нет таких денег. Именно поэтому в Коми хотят заключить концессионное соглашение с частной компанией: она быстро построит два участка дороги, а республика постепенно компенсирует ей понесенные затраты.

Дорожная история

Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар – Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский.

В 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар — Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».

Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики — 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В 2013 году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.

На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 83 километра. В 2013 году за счет средств НАО сделана корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость – 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования тогда так и не удалось. В тоже время сейчас появилась информация о том, что выделено 416 миллионов рублей на этот участок.

На территории Коми отсутствует несколько десятков километров дороги. Это участки Малая Пера — Ираель протяженностью 34,5 километра (Сосногорский район), Ираель – Каджером длиной 46 километров (Сосногорский и Печорский районы), в Усинском районе Акись – Ошкуръя протяженностью 10 километров (хотят построить в 2017-м), Ошкуръя – Усть-Уса длиной 11 километров (проложат в 2018-м). Не хватает моста через реку Печору в районе поселка Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора – Усть-Уса – Усинск (построят в 2017-м).

Решение проблемы

Есть два основных варианта решения проблемы. Во-первых, государство ежегодно будет выделять немного денег (в данном случае это могут быть и сотни миллионов, но для общей сметы это действительно мало) на строительство и реконструкцию объектов дороги.

Второй вариант – использовать механизм государственно-частного партнерства. Тут и появляется слово «концессия». Классическое определение этого понятия таково: это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов. В нашем случае сотрудничество правительства Коми и коммерческой структуры заключается в том, что компания построит два участка дороги, а республика возместит затраты.

Время

Сроки строительства – одно из главных составляющих при принятии решений.

Если бы дорогу достраивали только за счет бюджетных средств, то срок завершения всех работ неизвестен – до ввода линейной трассы в эксплуатацию могут пройти десятилетия. Известно только, что при таком государственном финансировании участки Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером будут сданы только в 2024 году.

При заключении концессионного соглашения с бизнес-структурой сроки сокращаются: по проекту, в 2015-2017 годы будут реконструированы 34,5 километра участка Малая Пера – Ираель, а в 2018 году будут введены в эксплуатацию 46 километров участка Ираель – Каджером.

Деньги

Тут несколько моментов. Государство может выделить на строительство огромную сумму сразу (но никогда этого не сделает), или может растянуть финансирование на несколько лет (так в большинстве случаев и происходит). При концессии используется другая схема: компания тратит свои или заемные средства, а затем государство в течение определенного периода компенсирует понесенные расходы. Есть еще такой вариант, что коммерческая структура получает прибыль от построенного объекта, но в данном случае дорогу платной сделать невозможно, так как нет альтернативного проезда по тому же маршруту.

Выгоды

Сегодня в республике не имеется круглогодичного устойчивого автомобильного сообщения с 11 муниципалитетами. Ввод в эксплуатацию участков Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером соединит столицу региона с населенными пунктами Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также с Печорой.

Дорога появится раньше, что приведет к росту грузоперевозок, товарооборота, подстегнет темпы экономического роста.

Готовую дорогу можно будет передать в ведение Федерации, поэтому затраты на ее содержание и ремонт в дальнейшем будут идти из федерального бюджета.

Условия

Концессионное соглашение будет заключено на 11 лет, то есть до 2025 года (инвестиционная стадия – 4 года, эксплуатационная – 7 лет). На инвестиционной стадии предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования (85,2 процента от общего объема капитальных вложений), доля субсидий из республиканского бюджета составит 14,8 процента.

На этапе эксплуатации финансовая схема предполагает выплату из республиканского бюджета платы, которая будет покрывать затраты на эксплуатацию и долговые обязательства (в случае, если компания будет привлекать кредит).

Стоимость

Руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков на совещании 24 марта заявил, что общая стоимость инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет составляет 10 миллиардов 133 миллиона рублей. Начальный размер платы по концессионному соглашению, прописанный в конкурсной документации, – 9 миллиардов 436 миллионов рублей.

Конкурс по выбору компании

Первый этап завершается 24 марта, вскрытие конвертов состоится 25 марта. В случае поступление единственной заявки концессионное соглашение будет заключено а мае 2015 года (предельный срок – сентябрь).

0

Если бы хотели построить эту дорого,то построили бы уже давно..В других городах смотришь мосты за пару лет возводят и сотни километров дороги прокладывают.А тут нефтяная столица и не могут денег найти?чё за бред!

0

что это такое? Обычная кормушка для допущенных до кормушки. ОООООООооочень жирная кормушка....

0

по городу дороги стремные! а про усинск сыктывкар ! забудте!

0

Нормальные в городе дороги.

0

Где ты их видел???

0

сейчас снег со льдом уйдут и хоть заново асфальт ложи, я вообще не понимаю почему у нас так, не ужели настолько сложно

0

В городе, везде.

0

Особняки, мерседесы, любовницы, обучение детей за границей - из-за них дороги вечно будут строить.

0

вот что значит кризис,сразу желание дорогу сделать у них появилось.опять левые махинации в открытую соображают

0

пилите шура, пилите...

классика

0

Надо было еще написать пофамильно всех, кто стучал себе кулаком в грудь про дорогу с 1991 года.
Если не ошибаюсь, пальма первенства принадлежит Сорвачеву

Отправить комментарий