Дорогу Сыктывкар – Нарьян-Мар строят уже 24 года. Амбициозный проект требует большого финансирования (по некоторым данным, сумма превышает 10 миллиардов рублей), но у государства нет таких денег. Именно поэтому в Коми решили заключить концессионное соглашение с частной компанией: она построит два участка дороги и будет их содержать, а республика постепенно компенсирует ей понесенные затраты.
Первый конкурс по выбору компании был признан несостоявшимся – не было подано ни одной заявки. При повторном отборе нашелся всего один кандидат - ООО «Дорожная концессия». Эта компания, по данным, была образована в ноябре 2014 года, уставной капитал – 500 тысяч рублей, учредителями являются ООО «Усинское ДРСУ» (255 тысяч рублей) и ОАО «Корпорация по развитию Республики Коми» (245 тысяч рублей).
Приказ о необходимости заключения концессионного соглашения с ООО «Дорожная концессия» руководитель дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков подписал 22 июня. Как пояснили в ведомстве, на процедурные и юридические вопросы и подготовку проекта отводится 32 рабочих дня, то есть само соглашение должно быть заключено до 5 августа. После этого компания приступит к выполнению взятых на себя обязательств. Условия конкурсной документации, то есть описание того, что надо будет сделать, являются существенными условиями, поэтому они автоматически переходят в проект, который подготовит «Дорожная концессия».
Концессия на строительство участков дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар: что это такое
Дорожная история
Строительство дороги Нарьян-Мар – Усинск было начато еще в 1991 году и до 2004 года были введены в эксплуатацию два участка протяженностью 97 километров: Нарьян-Мар – Лаявож и от границы Коми до поселка Харьягинский.
В 2012 году руководство Коми и НАО в соответствии с рекомендациями минтранса преобразовали свои инвестпроекты по строительству автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар и автодороги Нарьян-Мар - Усинск в единый межрегиональный инвестпроект «Строительство автодороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард».
Протяженность автодороги от столицы Коми до столицы НАО составляет 1085 километров, в том числе в границах республики - 869 километров. Трасса во многих местах разрывается, поэтому необходимо разрозненные участки соединить в одну дорогу. В 2013 году была введена в строй дорога между поселками Керки и Малая Пера в Сосногорском районе. Строительство началось в 2008 году с участка протяженностью 38,1 километра от поселка Керки до реки Кабанты-Вис, а в 2010 году от реки Кабанты-Вис до поселка Малая Пера (еще 23,2 километра). Новая дорога замкнула автодорожную транспортную схему центра России с севером и дала выход на Ненецкий автономный округ. Общая стоимость строительства составила 2,3 миллиарда рублей.
На сегодня транспортный разрыв между Усинском и Нарьян-Маром составляет 83 километра. В 2013 году за счет средств НАО сделана корректировка проектной документации на завершение строительства этого участка, определена стоимость – 8,417 миллиарда рублей, получено положительное заключение госэкспертизы. Однако «пробить» федеральные бюджетные ассигнования тогда так и не удалось.
В бюджете НАО на этот год заложены 150 миллионов рублей на восстановление 5 километров автодороги Харьягинский – Усинск, который также является отрезком дороги Нарьян-Мар – Усинск. Там планируется перекладка железобетонных плит. Однако восстановления требует гораздо больший участок - 33 километра с расположенными на нем 11 мостовыми перекрытиями. При этом 52 миллиона рублей стоят только проектные работы по капремонту мостовых сооружений и 2,4 миллиарда – непосредственно сами ремонтные работы.
На территории Коми отсутствует несколько десятков километров дороги. Это участки Малая Пера - Ираель протяженностью 34,5 километра (Сосногорский район), Ираель – Каджером длиной 46 километров (Сосногорский и Печорский районы), в Усинском районе Акись – Ошкуръя протяженностью 10 километров (хотят построить в 2017-м), Ошкуръя – Усть-Уса длиной 11 километров (проложат в 2018-м). Не хватает моста через реку Печору в районе поселка Усть-Уса и мостового перехода через реку Лыжу на дороге Печора – Усть-Уса – Усинск (построят в 2017-м).
Решение проблемы
Есть два основных варианта решения проблемы. Во-первых, государство ежегодно будет выделять немного денег (в данном случае это могут быть и сотни миллионов, но для общей сметы это действительно мало) на строительство и реконструкцию объектов дороги.
Второй вариант – использовать механизм государственно-частного партнерства. Тут и появляется слово «концессия». Классическое определение этого понятия таково: это договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой о передаче в эксплуатацию на определенное время и на определенных условиях природных богатств, предприятий и других хозяйственных объектов. В нашем случае сотрудничество правительства Коми и коммерческой структуры заключается в том, что компания построит один участок дороги и реконструирует второй, а республика возместит затраты.
Время
Сроки строительства – одно из главных составляющих при принятии решений.
Если бы дорогу достраивали только за счет бюджетных средств, то срок завершения всех работ неизвестен – до ввода линейной трассы в эксплуатацию могут пройти десятилетия. Известно только, что при таком государственном финансировании участки Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером будут сданы только в 2024 году.
При заключении концессионного соглашения с бизнес-структурой сроки сокращаются: по проекту, в 2015-2017 годы будут реконструированы 34,5 километра участка Малая Пера – Ираель, а в 2018 году будут введены в эксплуатацию 46 километров участка Ираель – Каджером.
Деньги
Тут несколько моментов. Государство может выделить на строительство огромную сумму сразу (но никогда этого не сделает), или может растянуть финансирование на несколько лет (так в большинстве случаев и происходит). При концессии используется другая схема: компания тратит свои или заемные средства, а затем государство в течение определенного периода компенсирует понесенные расходы. Есть еще такой вариант, что коммерческая структура получает прибыль от построенного объекта, но в данном случае дорогу платной сделать невозможно, так как альтернативного проезда по тому же маршруту нет.
Выгоды
Сегодня в республике не имеется круглогодичного устойчивого автомобильного сообщения с 11 муниципалитетами. Ввод в эксплуатацию участков Малая Пера – Ираель и Ираель – Каджером соединит столицу региона с населенными пунктами Ижемского и Усть-Цилемского районов, а также с Печорой.
Дорога появится раньше, что приведет к росту грузоперевозок, товарооборота, подстегнет темпы экономического роста.
Готовую дорогу можно будет передать в ведение Федерации, поэтому затраты на ее содержание и ремонт в дальнейшем будут идти из федерального бюджета.
Условия
Концессионное соглашение будет заключено на 11 лет, то есть до 2025 года (инвестиционная стадия – 4 года, эксплуатационная – 7 лет). На инвестиционной стадии предполагается привлечение внебюджетных источников финансирования (85,2 процента от общего объема капитальных вложений), доля субсидий из республиканского бюджета составит 14,8 процента.
На этапе эксплуатации финансовая схема предполагает выделение из республиканского бюджета платы, которая будет покрывать затраты на эксплуатацию и долговые обязательства (в случае, если компания будет привлекать кредит).
Стоимость
Руководитель дорожного агентства Коми Э.Слабиков на совещании 24 марта заявил, что общая стоимость инвестиционного проекта в ценах соответствующих лет составляет 10 миллиардов 133 миллиона рублей. Начальный размер платы по концессионному соглашению, прописанный в конкурсной документации, – 9 миллиардов 436 миллионов рублей.
Самое интересное, что стоимость составляет примерно 5 миллиардов рублей, а 10 миллиардов - это сумма, которую потратит государство при концессионном соглашении.
По базовой модели республика должна первые четыре года платить менее 15 процентов от строительно-монтажных работ. В первый год – 70 миллионов, во второй – 93 миллиона, в третий – 187 миллионов, в четвертый - 347 миллионов. Через четыре года, когда завершится строительство, регион должен начать платить за использование средств концессионера, за содержание дороги.
пусть вернут, что своровали за 24 года, хватит на 4 полосы в обе стороны....
У Фабио Капелло пусть займут
Я уже 20 лет работаю на Головных из них 15 лет ездил по асфальту положенаму в СССР и можно было бы еще ездить если бы за дорогой вовремя следили. А когда в конец все раздолбали наши власти решили сделать капитальный ремонт в 5 см асфальта. И вот гадаю на сколько его хватит но явно не на 10 лет как СТАРОГО ВХАТИЛО БЕЗ РЕМОНТА!!!
Отправить комментарий