Наверное, каждый из нас в детстве мечтал о какой-нибудь романтической профессии. Кто-то горел желанием стать космонавтом, другой видел себя спасателем, знаменитым врачом, геологом или учителем… Однако со временем жизнь вносила свои коррективы в детские грёзы, превращая юного мечтателя в представительного юриста или экономиста.
Но есть и те, кто в осуществлении юношеских желаний пошёл до конца.
Один из них – Андрей Гайнанов, пилот с многолетним стажем, заместитель командира усинской авиаэскадрильи. На вопрос о том, почему он выбрал именно эту профессию, сопряжённую с физическими и моральными перегрузками, с риском для жизни, он, не задумываясь, ответил: «Мечта детства».
– Всегда хотел понять, какие чувства испытываешь, глядя на мир с высоты, – делится Андрей Тагирович, – ощутить, каково это, сажать и поднимать вертолёт, знать, что от тебя зависит не только твоя, но жизнь других людей.
Но с мечтой о небе пришлось повременить, Андрея, которому на тот момент уже исполнилось 18, призвали в армию.
– Во время службы я готовился, – говорит пилот, – с трудом доставал нужную литературу. Ведь умение летать не приходит по указанию свыше, а приобретается в течение многих лет усердной учёбы. И мои старания были вознаграждены – поступил в Кременчугское лётное училище и с отличием его окончил.
На Север Андрей Тагирович попал по распределению, начинал работать в Печоре. А в 1986 году перевёлся в Усинск. В том же году ему довелось участвовать в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Молодого, энергичного парня, влюблённого в небо и в свою работу, сразу заметили – сначала он стал вторым пилотом вертолёта, потом командиром и, наконец, заместителем командира целой эскадрильи.
– Уже 30 лет лётного стажа, а до сих пор, садясь за штурвал и отрываясь от земли, испытываю юношеский восторг, – с улыбкой делится он.
Андрей Гайнанов застал ещё те времена, когда не было мощных надёжных двигателей, спутниковой системы навигации, и потому пилоты вертолётов должны были постоянно сличать маршрут с обычной картой.
При том, что технический прогресс заметно облегчил лётчикам выполнение задач, частые перепады давления, стресс как неотъемлемая часть повседневной работы, шумы, вибрации, постоянная сосредоточенность, минимум двигательной активности, зрительное переутомление и беспрерывный гомон в наушниках – всё так же остаются неотъемлемыми «прелестями» специальности пилота. Чтобы поднять в воздух, а потом посадить многотонную махину, нужно следовать чёткому, расписанному до деталей регламенту, точно рассчитать скорость, учесть вес, центровку, курс, погодные и временные особенности, а в условиях Севера прибавьте сюда «традиционные» низкую облачность и туман, зимой – темень или слепящее сияние снега. В обязанности пилота входит не только выполнение полётных заданий, но и умение управлять экипажем, обеспечить безопасность на всех этапах. Это – превыше всего.
– Лётное дело – своего рода лакмусовая бумажка, позволяющая оценить и испытать силу характера и способность к работе на высоте, – уверен Андрей Тагирович. – Важной составляющей нашей профессии является наличие воли и уверенности. Необходимо чувствовать машину, постоянно анализировать поступающую информацию, представляя в деталях состояние и работу всех систем, агрегатов, и в соответствии с этим молниеносно принимать верные решения. При возникновении внештатной ситуации важно не запаниковать, чтобы не упустить момент, когда всё ещё можно исправить. В критические моменты всё решают секунды. А ещё невероятно важна вера в экипаж – даже высочайший профессионализм сводится к нулю, если командная работа не ладится. Я связал свою судьбу с небом и прекрасно понимаю, что несу ответственность за жизнь каждого, кого взял на борт.
Как это ни печально, но и в авиации одной из главных проблем сегодня является нехватка кадров. Некоторые, не выдержав ритма и повышенных нагрузок, поняв, что «не тянут», уходят в первые год-два после начала работы. Некоторых отпугивают невысокие зарплаты и невозможность решить квартирный вопрос. Поэтому каждый лётчик, остающийся верен профессии, на особом счету.
– В этом году мне исполняется 55 лет, можно уже и на пенсию, но небо не отпускает, – смеётся А. Гайнанов. – И как бы громко это ни прозвучало, но, выбирая профессию лётчика, человек выбирает себе жизнь.
Вне службы Андрей Тагирович – любящий муж и отец. У него две прекрасных дочери, подрастает внучка. Возвращаясь из рейса, он знает, что дома его встретит тепло любимых глаз… и вкуснейшие пироги, которые с удовольствием печёт его супруга.
Опытный рыболов, он часто любит, забыв о суете, посидеть с удочкой у воды, наслаждаясь покоем, близостью к удивительной северной природе и ощущением полнейшего счастья.
Сегодня, 12 апреля – Всемирный день космонавтики и авиации. Романтика, небо как мечта и как второй дом – стихия тех, кто однажды выбрал профессию пилота, для кого слова «мужество», «бесстрашие», «долг», «ответственность» превратились в одни из главных жизненных понятий.
Поздравляем вас с профессиональным праздником, желаем, как принято напутствовать представителей авиации, чтобы количество взлётов у вас всегда равнялось количеству успешных посадок. Пусть небо будет к вам благосклонным, а большие и маленькие земные радости сделают вашу жизнь ещё более счастливой.
Отправить комментарий