Третьего июля 1936 года по постановлению Совнаркома СССР была создана Госавтоинспекция, а двумя годами позднее началось формирование местных отделов ГАИ.
Правила дорожного движения тех лет гласили: «пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу». Сегодня формулировки в ПДД давно минувших дней вызывают улыбку. Однако что 77 лет назад, что сегодня основная задача этих правил – обеспечивать безопасность и регулировать взаимоотношения всех участников дорожного движения.
Система обеспечения дорожной безопасности подвергается реформированию едва ли не чаще остальных сфер. Каждый год появляются новые нормы в ПДД, ужесточаются санкции к нарушителям, растут штрафы, в арсенале инспекторов ДПС – современные технические средства. Всё это – отклик на реалии современного общества, когда на фоне стремительно растущего автопарка культура и дисциплинированность водителей падает.
Что нового произошло в работе Усинского отдела ГИБДД за последний год, как реформа системы МВД сказалась на деятельности Госавтоинспекции и инспекторов – об этом интервью начальника отдела ГИБДД ОМВД России по г. Усинску, майора полиции Сергея Венскеля.
– Сергей Вацлавович, для Госавтоинспекции, как и для городского отдела МВД, кадровая проблема на протяжении последних лет была одной из основных.
– И она по-прежнему актуальна. Количество сотрудников сократилось. Хотя при нынешней нагрузке оптимальный вариант для Усинска – рота ДПС, от 60 до 100 человек, а не взвод. Между тем, если до вступления в силу федерального «Закона о полиции» в городском отделе ГИБДД работали 47 человек, включая руководящий состав, то сегодня – 39. Соответственно сократилась численность и инспекторов ДПС, работающих непосредственно «на линии», – прежде было 33, осталось 22. В свете постоянных законодательных изменений нагрузка возросла, так что иной раз людям приходится работать в суточном режиме. С другой стороны, реформа помогла решить не менее больной вопрос оплаты труда – нынешняя система сделала зарплату полицейского достойной. Теперь, как говорится, людям есть за что держаться, чем дорожить. Коллектив у нас хоть и небольшой, но трудоспособный, каждый с честью исполняет свои служебные обязанности.
Открытость – главный принцип
– Что ещё привнесла реформа в работу дорожной полиции?
– В первую очередь, ГИБДД, как и другие правоохранительные структуры, стала более открытой для населения. Скажем, оказание государственных услуг по линии ГИБДД, и в частности – по регистрации автотранспорта. Сейчас благодаря электронным базам данных эта процедура занимает считанные минуты. К примеру, при заключении сделки купли-продажи автомобиль попросту проходит перерегистрацию на другого владельца. При этом бывший хозяин машины может либо сохранить за собой ранее полученные государственные номера, либо получить новые. При том, что сама процедура значительно упростилась, количество регистрационных действий возросло. Связано это в первую очередь с популярностью автокредитования и количеством приобретаемого транспорта на ссудные средства. Если ещё пару лет назад в ГИБДД было зарегистрировано около 20 тысяч автомобилей, то на сегодня уже 27 тысяч. Следует учитывать, что в эту цифру не входят машины, не зарегистрированные, но работающие в Усинске – из Башкирии, Самары, Кирова, Москвы, Нарьян-Мара. Это увеличивает плотность транспортного потока и нагрузку на наши трассы. Она сегодня просто колоссальная, что не лучшим образом сказывается на состоянии дорог.
– Открытость предполагает и информационную прозрачность.
– И в этом отношении сегодня как никогда развита обратная связь населения и полиции посредством Интернет-сети – любой гражданин может оставить на сайте Управления ГИБДД по Республике Коми своё обращение, замечание или предложение и быть уверенным, что оно не останется без рассмотрения. Также работают «горячие линии» и «телефоны доверия», на которые можно позвонить, оставить сообщение о происшествии, задать вопрос и получить на него ответ от руководства ведомства. Телефон доверия Управления ГИБДД МВД России по РК – (8212) 28-22-44.
С видео не поспоришь...
– А в плане технической оснащённости что-то поменялось? Есть в распоряжении госавтоинспекторов приборы, которые в одну секунду расставят все точки над i и не позволят нарушителю ПДД уйти от ответственности?
– Вы имеете в виду видео– и фотофиксацию? Конечно, сейчас это основные методы, позволяющие избежать конфликтных ситуаций между водителями и сотрудниками ГИБДД. В нашем распоряжении есть переносные мобильные комплексы «ВИЗИР», которые устанавливаются в патрульных автомобилях. Они фиксируют превышение скорости, нарушение правил обгона, выезд на встречную полосу движения. В случае нарушения какого-то из правил это сразу же записывается на камеру. Видео тут же предоставляется для ознакомления водителю. Если он признаёт вину – составляется протокол, выносится постановление и выписывается штраф, который нарушитель обязан уплатить в течение 60 дней. Вообще же наказание может быть и строже, чем штраф. За выезд на «встречку», например, автомобилист может быть лишён прав управления автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев. Если же он будет уличён в подобном нарушении ещё раз в течение года после первого инцидента, вступит в силу другая норма закона, и лишение будет исчисляться сроком в один год. То же и с управлением автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
Кроме того, по муниципальной программе «Безопасный город» на всех перекрёстках усинских дорог установлены системы видеонаблюдения. Благодаря чему мы можем прокрутить запись, найти нужный момент, просмотреть, что произошло, и ответить на извечный вопрос «Кто виноват?». В данном случае инспектор, не выходя из кабинета, способен выявить большое количество нарушений, подкрепить составленные протоколы снимками с камер наблюдения и направить бумаги нарушителю.
Полтора года назад у нас в распоряжении появился мобильный комплекс «Арена», который устанавливается в районе участков трассы с повышенной аварийностью. При этом присутствие поблизости инспекторов совершенно необязательно – устройство оснащено радиосвязью, а его функционал предусматривает фотосъёмку в автоматическом режиме. Поэтому ещё раз обращаю внимание водителей на то, что отсутствие на дороге экипажа ДПС – не повод расслабляться и нарушать правила.
– А что с терминалами? Помнится, планировалось, что каждая машина ДПС будет оснащена терминалами Сбербанка, чтобы человек мог на месте уплатить штраф.
– Пока из-за организационных моментов и распределения сфер ответственности за техническое обслуживание оборудования дело застопорилось. Однако, в конце концов, мы к этому придём – в крупных городах такая система работает уже несколько лет. Это удобно, причём в первую очередь – нарушителям, которым больше не придётся идти в банк, стоять в очереди, чтобы уплатить штраф. Исключена будет и проблема «забывчивости» – некоторые водители не успевают расплатиться по счетам в 60-дневный срок и тогда вопрос погашения штрафа решается в судебном порядке.
– Реформа коснулась и водительских удостоверений.
– Да, теперь благодаря электронным базам данных на их выдачу, если человеком собран весь пакет документов, уходит порядка 15-20 минут, при этом изготавливаются они тут же в отделе. Как и прежде, выдаются права на десять лет, после чего подлежат обмену.
Отсрочка – не отмена
– Одно время очень бурно обсуждалась тема установки тахографов, которые контролируют скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха водителей, а соответственно, работают на предотвращение ДТП по вине переутомившегося шофёра. Все грузоперевозчики оснастили автомобили тахографами?
– Здесь как с бесплатной приватизацией: пока до окончания срока далеко – никто не суетится, как только до него остаются считанные дни – начинается ажиотаж. Вот и с тахографами получилось так, что приказ Минтранса РФ, обязавший их устанавливать, появился более пяти лет назад. Правда, он не предусматривал никакого наказания за нарушение этой нормы, вот никто и не беспокоился. Но с первого апреля текущего года вступило в силу Постановление Правительства РФ, вносящее изменения в федеральный закон «О безопасности дорожного движения», в котором уже были прописаны санкции за отсутствие тахографов. Благодаря чему инспекторы ГИБДД получили административные рычаги воздействия на недобросовестных водителей и работодателей. И спрос на это оборудование кратно вырос. Сегодня его изготовлением в России занимается всего несколько предприятий, а выпускает карточки, с которыми работает аппарат, только одно. Естественно, что удовлетворить потребности автомобилистов всей страны им не под силу. Поэтому законодатели, оценив ситуацию, действие постановления приостановили. Но не отменили! То есть, пока за отсутствие тахографов сотрудники ГИБДД наказывать водителей не будут. В отношении юридических лиц по-прежнему выносятся предписания на установку тахографов, а за их невыполнение предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 30 тысяч рублей. После того, как действие Постановления будет возобновлено, не избежать наказания и водителям, чьи транспортные средства не оснащены необходимыми приборами.
Да, сам электронный «контролёр труда и отдыха» – штука недешёвая. Но если посчитать, во сколько выльются штрафы, а это – одна тысяча рублей для водителя и 30 тысяч для организации за каждое авто, не оснащённое аппаратом, да плюс сумма материальной компенсации водителю, получившему производственную травму или увечье в результате аварии, – установка тахографа окажется гораздо выгоднее, чем прибыль, которую удастся выручить за счёт ненормированного рабочего дня. Сейчас у грузоперевозчиков есть время на то, чтобы без излишней суеты найти или заказать для транспорта своей фирмы подходящие по цене аппараты и установить их. И не нужно ждать, когда сроки начнут поджимать.
Чем строже – тем лучше?
– В последние годы санкции за нарушение ПДД становятся всё более суровыми. За вождение в нетрезвом виде, например, собираются ввести уголовную ответственность. На ваш взгляд, это правильно?
– Такая мера, как ужесточение наказания, конечно, не панацея, но она работает. Могу судить по количеству протоколов, которые вынуждены составлять сотрудники Госавтоинспекции. Когда штрафы были невысокими, оформлялось до 16 тысяч протоколов в год – люди попросту не боялись нарушать правила, ну что им 100 рублей за превышение скорости? С увеличением размеров штрафов таких нарушений, когда водители не пропускают на переходе пешехода или проезжают на «красный», стало гораздо меньше. А вот с ремнями безопасности и перевозкой детей в специальных удерживающих устройствах по-прежнему проблемы. Не знаю, по какой причине, но многие усинцы привыкли считать, что по городу можно ездить, не пристёгиваясь. Это не так! Как и то, что можно игнорировать требования по перевозке малышей в автокреслах. Сегодня же достаточно остановиться возле любого детского сада и школы – и можно составлять протокол о данном нарушении на каждого второго родителя-автомобилиста. Нельзя быть столь беспечными, ведь от непредвиденной ситуации на трассе не застрахован никто, а эти устройства помогут сохранить жизнь ваших детей.
Не отстают от водителей и пешеходы, которые пренебрегают всеми мерами безопасности и здравым смыслом, перебегают проезжую часть буквально перед автомобилями, рискуют не только своими, но и жизнями водителей. В прошлом году нами зафиксирован очаг аварийности по ул. Строителей, в нескольких метрах от пешеходного перехода. Причём в числе участников инцидентов немало детей – сказываются издержки неправильного воспитания, когда родители слишком мало внимания уделяют обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Сейчас принято решение «зебру» напротив третьей школы немного передвинуть, чтобы переходить улицу было удобнее и безопаснее, также там будет установлен светофор со звуковым оповещением и установлено ограждение – такое же, как возле «Томлуна». Может быть, это отучит людей переходить дорогу в неположенных местах. В течение лета будет установлено освещение на участках дорог от поворота к железнодорожному вокзалу и от городского полигона ТБО к Парме, где ежегодно регистрируется большое количество ДТП.
Культура поведения на дороге – это главное условие безопасности. И воспитывать её нужно с детства. Дорога – зона повышенной опасности, один опрометчивый шаг или невнимательность могут стоить жизни. Об этом стоит помнить всегда.
Пользуясь случаем, поздравляю коллег с приближающимся профессиональным праздником. История нашего ведомства – это, прежде всего, люди, посвятившие себя непростой, но очень нужной профессии. Для большинства из них служба в ГИБДД стала делом жизни. Желаю сотрудникам городского отдела с честью нести службу, обеспечивая безопасность на дорогах. Уверенности в завтрашнем дне, стабильности и, конечно, крепкого здоровья. С днём работников ГИБДД!
Отправить комментарий