Перегруз на трассе – минус в кассе

13 декабря 2011 - 20:01

Удастся ли когда-нибудь опровергнуть фразу Уинстона Черчилля о том, что в России не дороги, а направления? Если и да, то не в ближайшем будущем.

На уровне федеральной и региональной власти, профильных министерств и департаментов регулярно принимаются нормативно-правовые акты, правила, порядки, техрегламенты, запускаются программы, призванные изменить ситуацию с состоянием трасс.

Во всех регионах созданы дорожные фонды, средства которых должны выделяться, в том числе и на строительство и капитальный ремонт дорог. В нашей республике на уровне Правительства РК принято решение полтора рубля с каждого проданного в Коми литра бензина оставлять в бюджете региона и направлять на борьбу с бездорожьем. Ещё один шаг – увеличение «финансовой ответственности» перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов, чьи платежи за разрешение на транспортировку негабарита также должны идти на ремонт дорог. Тем не менее денег, выделяемых на решение данной проблемы, явно недостаточно.

Состояние трассы Усинск – Харьяга – «головная боль» и водителей, и местных властей. Качество дорожного покрытия уже давно даже приблизительно не соответствует нормативному. Эксплуатация дороги, пока снег не сгладит ямы и выбоины, попросту опасна для жизни водителей и пассажиров. Тем не менее, эта трасса является единственной транспортной артерией, связывающей город, Головные сооружения, месторождения. Капитального ремонта на трассе не было больше двадцати лет, от латания дыр толку нет, а порой от ямочного ремонта становится только хуже. И с каждым годом ситуация только усугубляется, так как тяжеловозы всё больше разбивают полотно.

На уровне муниципалитета без привлечения средств республиканского бюджета решить проблему невозможно – необходимых миллиардов в городском бюджете попросту нет и никогда не будет. Основные грузоперевозчики принять участие в софинансировании ремонта не спешат.

Собственно, понять их можно: налоги (и немалые) платятся, разрешение на транспортировку многотонных грузов тоже не бесплатное, то есть свой вклад каждый вносит регулярно, а добровольно взвалить на себя дополнительное финансовое бремя не хочет никто. Но даже если согласие и будет получено, до сих пор на уровне города не принято решение о порядке внесения вклада в «общую копилку». Логично предположить, что подход должен быть дифференцированным – по интенсивности эксплуатации дороги, видам перевозок и типу транспорта, который для них используется, а также с учётом величины предприятия-перевозчика – процент, «несущественный» для нефтяного гиганта, небольшую компанию может вывести «в минус».

Возможно, после установления адекватных «правил игры» достичь понимания удастся скорее. К их разработке подключилось и Дорожное агентство РК. Как во время визита в Усинск отметил руководитель ведомства Эдуард Слабиков, до конца года будет проведено совещание с основными грузоперевозчиками, эксплуатирующими дорогу «Усинск – Харьяга». Будет обсуждаться софинансирование её ремонта и в Правительстве РК. Каким будет решение – покажет сессия Госсовета РК, на которой предстоит утверждать бюджет 2012 года.

В первой декаде ноября в России появился ещё один механизм пополнения статей, предназначенных для решения дорожных проблем. Госдумой РФ принят федеральный закон (опубликован в «Российской газете» 11 ноября), вносящий поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым к привычным платежам за перевозку многотонного «багажа» добавятся штрафы за превышение максимально допустимой нагрузки на ось и указание недостоверных сведений грузоотправителем.

Никому не нужно доказывать, что перегруженные машины «убивают» и без того изношенное покрытие. Часто водитель тяжеловоза, идущего с перевесом, становится виновником ДТП, так как не может вовремя остановиться – тормозная система автомобиля не справляется с лишним весом. Так вот, согласно изменениям в ст. 12.211 КоАП вводится наказание за нарушение правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.

Закон ужесточает требования и сужает весовые рамки. Если в прежней редакции КоАП допустимое превышение разрешённой максимальной нагрузки на ось составляло 15 процентов, то в новой редакции она не должна превышать 5 процентов.

Эта же статья дополнена новой частью (№31), в которой вводится ответственность отправителя груза за указание в документах недостоверных сведений о массе и габаритах груза, если это привело к нарушению правил перевозки.

«Я знаю о тоннаже только по документам, которые выдал отправитель, – делится Владимир Мальков, водитель КамАЗа, – а фактически иногда везу больше – любой опытный водитель это чувствует. Зачем владелец на это идёт? Тут всё просто – чтобы за разрешение не платить. А расплачиваться за нарушение правил перевозки, в случае чего, приходится мне. Пару раз было, когда ещё «нулевой» действовал, гаишники меня «наказали» за перегруз. По документам норма, а по факту – больше положенного. И ведь не докажешь, что вина не моя».

Благодаря новой статье наказан будет не тот, кто везёт, а тот, кто хотел схитрить, написав в документах неправильные цифры, то есть грузоотправитель.

Правда, штрафы вводятся вполне демократичные – гражданам-нарушителям 5 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 10-15 тысяч рублей. А вот юридическим лицам – от 250 до 400 тысяч рублей. Что, учитывая масштабы перевозок и возможный ущерб дорогам, вполне гуманно.

Но и водителям не избежать наказания, если, не имея на то специального разрешения, проедут на знак, запрещающий проезд на автомобиле, чья фактическая нагрузка на ось превышает указанные на дорожном знаке предельные нормы. До вступления в силу закона штраф за игнорирование этого знака был всего 300 рублей. После вступления в силу поправок «невнимательность» обойдётся в 6-8 раз дороже, то есть в 2-2,5 тысячи рублей.

Ирина Токарева, газета «Наш новый Север»

Отправить комментарий