«Лекотека» в «Берегине»

10 ноября 2015 - 11:35

Вот уже несколько десятков лет специалистами, работающими в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов, практикуется технология раннего вмешательства и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития, – «Лекотека».

Начинает внедряться эта эффективная система и в отделении реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ГБУ РК «ЦСЗН г. Усинска» (центр «Берегиня»). Сотрудники отделения прошли курсы повышения квалификации по программе «Специальные технологии в работе Лекотек» в «Региональном центре развития социальных технологий» и приобрели, по их словам, опыт, который пригодится в работе с юными посетителями «Берегини».

Как рассказала заведующая отделением реабилитации Марина Хуснуллина, дети с «особыми потребностями» – пожалуй, самая незащищённая часть нашего общества. Семьи с детьми с особыми образовательными потребностями в обычной жизни, как правило, мало вовлечены в общение, и очень важно, чтобы такие ребята и их родители не оставались со своей проблемой один на один.

– Благодаря открытию «Лекотеки» на базе нашего отделения мамы и папы дошкольников с трудностями развития смогут получить квалифицированную помощь специалистов, приобрести важные навыки, раскрыть свои способности, – говорит Марина Леонидовна. – Индивидуальные занятия в «Лекотеке» проходят в форме совместной развивающей игры, в которой задействованы ребёнок, родители и кто-либо из специалистов – это может быть психолог, логопед, педагог-дефектолог, специалист по социальной работе. В работе с дошколятами используются особые средства для развития невербальной коммуникации, тактильные панели, музыкальные игрушки для развития сенсорных навыков и зрительного восприятия, речи и языка, оборудование для детей с нарушениями движений, книги, специальные компьютерные игры. Помощь посетителям «Лекотеки» оказывается бесплатно. Её могут получить дети в возрасте от двух месяцев до семи лет, имеющие любые выраженные нарушения развития, включая такие диагнозы, как аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, зрения и речи, двигательные проблемы.

Как отметила Марина Леонидовна, «Лекотека» способна повысить вероятность успешной интеграции в общество детей с трудностями в развитии и увеличить их шансы на полноценную жизнь. Ведь в процессе работы благодаря адекватным средствам общения с ребёнком и исключительно индивидуальному подходу специалисты выявляют уровень актуального развития детей, помогают совершенствовать их коммуникативные способности, расширять круг общения. Со временем у малышей улучшается сенсорное восприятие, регуляторные способности и двигательная моторика, формируются предпосылки для посещения детского сада.

– Очень важно ещё и то, что в процесс реабилитации детей вовлечены и их семьи, которые также получают помощь и учатся преодолевать психологические проблемы, связанные с особенным состоянием малыша, – подчёркивает М. Хуснуллина. – Родители получают полную информацию о перспективах развития ребёнка, участвуют в обсуждении индивидуально-ориентированной программы, обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих развитие ребёнка. И осознают, что для их малыша игра – необходимость и основной источник знаний и навыков. Они начинают понимать, что, воспитывая ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, всегда должны быть готовы обыграть любую ситуацию, причём так, чтобы их действия были адекватными.

За последние пять лет число детей-инвалидов в России выросло, ежегодно их количество увеличивается в среднем на 10-15 тысяч человек. Ситуация в республике лучше общероссийской – численность детей с особенностями в развитии по региону за последний год выросла на 2,2 процента – с 3091 до 3157 человек.

Правительство РК в начале года приняло программу «Право быть равным» на 2015-2017 годы, которая ставит цель произвести системные изменения в организации работы по абилитации (проведению лечебных и социальных мероприятий для инвалидов с детства), реабилитации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников. Потратить на реализацию программы за три года планируют почти 581 миллион рублей. Большую часть средств выделит региональный бюджет, остальные инвестиции предоставят Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и благотворители.

Основная работа по реализации программы ведётся на базе столичных и крупных муниципальных реабилитационных учреждений, задействованы и такие отделения, как усинский центр «Берегиня».

Большое внимание уделяется именно раннему выявлению и профилактике детской инвалидности: социальные работники сопровождают семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья, с момента их рождения до года.

Благодаря программе региональная сеть учреждений, занимающихся вопросами социализации, реабилитации и интеграции инвалидов пополнится новыми. Это – реабилитационная и лаборатория ранней комплексной помощи, которая кроме диагностики будет заниматься и коррекцией психического развития и эмоционального состояния детей. Из инновационных форм будет применяться «Лекотека», в том числе – на базе усинского центра «Берегиня». Совместно с сыктывкарским клубом собаководства «Кинология Север Плюс» в столице региона начнёт работу клуб «Друзья человека». Стартует проект по социотуризму «Мир вокруг нас», в рамках которого ребята будут посещать выставки, ходить в турпоходы. Появится центр трудовой и допрофессиональной подготовки детей-инвалидов.

Если всё запланированное удастся выполнить, то к концу 2017 года авторы программы надеются сформировать целостную межведомственную систему интеграции детей-инвалидов и преодоления социальной изолированности их семей, внедрить инновационные реабилитационные технологии, улучшить состояние здоровья детей-инвалидов. Но, пожалуй, самые важные ожидаемые итоги – улучшение социального самочувствия и психологического климата в семьях и более открытое отношение общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Нисо Булбулова, Татьяна Чернобровкина, «Наш новый Север»

Отправить комментарий