«Мам, купи арбуз», - просит девочка лет пяти, проходя мимо призывно манящего яркими красками фруктово-овощного развала. Арбузы лежат один другого краше, да вот беда – они такие громадные! И нести тяжело, и съесть за один раз, особенно если семья небольшая, нереально. Но продавец, сияя улыбкой, достаёт из-под прилавка большой нож и лихо разваливает полосатого красавца надвое. Кушайте на здоровье!
Знакомая картина, не правда ли? Практически на любом развале, да и во многих магазинах, можно увидеть разрезанные пополам, а то и мельче, заботливо упакованные в пищевую плёнку (чтоб не портились!) арбузы и дыни.
Несмотря на то, что запрет на продажу бахчевых, порезанных на части, существует уже не один год, и нарушителя (теоретически) ожидает штраф, предприниматели идут на этот риск, стараясь угодить клиентам. Спрос рождает предложение – основной закон рынка. А против такого закона кто же из торговцев пойдёт против? Можно понять и продавцов, старающихся побыстрее сбыть скоропортящийся товар, и покупателей, которые из экономии предпочитают приобрести часть большущего арбуза, чтобы не пришлось потом выбрасывать не съеденную половину. Ведь, пожалуй, больше четвертинки арбуза за раз редко кто осилит, а куда остальное девать? Кооперироваться с соседями и покупать вскладчину?
Почему-то в последнее время на продажу везут в основном арбузы-великаны. Небольшие если и попадаются, их довольно быстро раскупают. Вот и остаётся один выход – резать. Но ведь запрет на продажу бахчевых частями введён не из желания усложнить жизнь покупателям и продавцам.
Всё просто: если арбуз разрезан или даже просто повреждён, он моментально превращается в благоприятную питательную среду для бактерий, способных вызвать острое пищевое отравление.
И это не все опасности, связанные со сладкой ягодой. По правилам торговли, бахчевые можно продавать в местах, оборудованных навесами или зонтами, на настилах высотой не менее 20 сантиметров, и не ближе пяти метров от автомобильных дорог.
Всё потому, что кожура плодов, как губка, впитывает тяжёлые металлы и прочие “прелести”, присутствующие в городском воздухе. Так что хозяйкам, привыкшим готовить вкусные цукаты из арбузных корок, стоит задуматься: хорошую ли услугу оказывают они своим домашним?
Не стоит забывать и ещё об одной «детали». Хоть и говорят о всеобщем потеплении климата, но в Астрахани и Дагестане (откуда к нам попадает основная масса бахчевых), время созревания арбузов и дынь в естественных условиях по-прежнему наступает не раньше первой декады августа.
Значит, в нашем городе, с учётом дороги, они в лучшем случае поступят в продажу к середине месяца. Однако арбузами у нас начинают торговать уже в июле. Откуда они берутся? Многие производители сельхозпродукции выращивают свою продукцию – фрукты, овощи с помощью удобрений. Предприимчивые аграрии подкармливают землю всевозможной химией, торопясь получить урожай, а иной раз и просто «накачивают» незрелые ягоды марганцем.
В результате содержание нитратов в плодах просто «зашкаливает», а это может привести к весьма неприятным последствиям вплоть до летального исхода, особенно если речь идёт о детском организме. Ведь именно детвора числится среди основных потребителей арбузов.
По идее, если существуют правила и запреты – кто-то должен следить за их соблюдением. Звонок в СЭС Усинска ничего не прояснил. Санэпиднадзору для проверки требуется распоряжение Роспотребнадзора. А там нам объяснили, что хотя и знают о ситуации с арбузами в городе (сами ведь ходят по тем же самым улицам, где торгуют овощами-фруктами), без заявления покупателя с указанием торговой точки и фамилии предпринимателя, проверками заниматься не имеют права. Так как подобные действия могут быть квалифицированны как давление на малый бизнес. Который, между прочим, получает весьма немалый доход, ставя при этом под угрозу здоровье покупателей.
Если раньше проводились рейды по местам продаж, то нынче нужно полагаться на совесть торговцев, которые, судя по количеству резанных бахчевых на фруктово-овощных развалах, даже забыли, что это такое.
У каждого предпринимателя должны быть документы на товар с результатами экспертизы. Только возникает вопрос: а проверяет ли кто-нибудь эти документы на подлинность, если даже такой обязательной вещи, как кассовый аппарат ни на одной точке, торгующей овощами, не видно?
Так что, уважаемые покупатели, нам с вами остаётся разве что надеяться на удачу, русское “авось” и собственную осторожность ради собственной же безопасности.
Евгений ВОЛДАЕВ
Отправить комментарий