Или почему половина усинцев выбрасывает на свалку продукты питания
Ежегодно в жаркие дни лета над западной окраиной Усинска, Пармой и дорогой на Колву (смотря, куда дует ветер) стелется желтоватый зловонный то ли дым, то ли туман. С высоты птичьего полёта кажется, что совсем недалеко от города горит лес. Это тлеет городская свалка. Среди всех её отходов львиную долю составляют продукты питания и пластик.
О состоянии свалки – её чрезмерной переполненности, необходимости строить новый полигон, так как действующего при тех темпах заполнения и объёмах выбрасываемого мусора хватит максимум на пару лет, – говорилось не раз. Пока же мусор утилизируется «естественным» способом – преет-тлеет, иногда горит. С чьей-то помощью или нет – отдельный вопрос.
Сегодня речь пойдёт о другом: почему на свалке оказывается столько выброшенных продуктов? Очевидно, потому что их выбросили из-за негодности или истёкшего срока хранения. Почему дали продуктам испортиться? Главная причина в том, что накупили много лишнего, ведь порой у голода, как и у страха, глаза велики.
В этой связи мы провели небольшой опрос посетителей усинских супермаркетов: «Вы уверены, что съедите всё, что купили? Приходилось ли вам и если да, то, как часто, делать бессмысленные покупки?»
Оказалось, что больше половины наших респондентов грешат этим из-за того, что стараются закупаться впрок – сказываются времена тотального дефицита, пресловутые «леонидовки», талоны, «лоток яиц в одни руки» и так далее. Времена те прошли, а привычка осталась. Что ещё удалось выяснить: чем моложе и обеспеченнее потребитель, тем больше ненужного (по порыву души и аппетита) он берёт, тем бессмысленнее забивает холодильник.
В психологии это называется «синдромом хомяка» и его можно обнаружить у половины молодых, но уже живущих самостоятельно, людей, а также у многих граждан постарше. Кстати, среди наших пенсионеров тоже немало таких вот импульсивных и запасливых — почти пятая часть опрошенных мужчин и женщин в возрасте 50-60 лет сказали, что, несмотря на скромную пенсию, стараются запасаться продуктами – «кто знает, может в следующем месяце цены так взлетят, что всё необходимое уже и не купишь». Стоимость продуктов в усинских магазинах, конечно, сдерживает аппетиты. Но не очень.
Голодный желудок – пустой кошелёк
- На вопрос, почему в действительности люди покупают лишнее, попытались ответить канадские учёные, - говорит психолог Татьяна Сарымсакова. – Всему виной, по их мнению, гормон под названием грелин, обнаруженный в 1999 году японцами. Его вырабатывает желудок. Особенно голодный. При этом под воздействием выброса грелина меняется само восприятие еды. Продукты питания начинают выглядеть более привлекательно, пахнуть более аппетитно. Искушают человека купить даже то, что он не любит, и в большинстве случаев люди не могут устоять и сдаются на волю победителя. А тут ещё владельцы магазинов и продавцы, будто специально провоцируют: режут тонкими ломтиками колбаску, салатики делают, куру-гриль жарят недалеко от прилавков. При этом выкладывают продукты так, чтобы они буквально «просились» к вам в корзинку, и их легко можно было достать руками. Вот люди, особенно молодые, обладающие отменным аппетитом, и не отказывают себе в удовольствии. Поэтому совет один: не отправляйтесь в магазин на пустой желудок. Тогда у вас будет шанс смотреть на продуктовое изобилие не затуманенным голодом взором и, к тому же, неплохо сэкономить, отказавшись от бессмысленных покупок.
Потерянные миллиарды
Тенденция чрезмерного приобретательства характерна не только для Усинска, Республики Коми, но и России в целом. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в среднем каждый третий платёжеспособный житель страны, заходя в магазин, делает бессмысленные покупки, берёт с прилавков то, что потом оказывается ненужным. При этом рекордсмен на свалках — хлеб, его выбрасывают чаще всего. Затем идут овощи, колбаса, рыба, мясо и фрукты. Если считать по минимуму — по 50 килограммов мяса на человека в год, а если вес одной единицы скотины принять за 300 килограммов, то получится, что мы отправляем прямиком на помойку стадо в две–три тысячи голов. Если же считать вместе с колбасой - и того больше.
Цифры по всем продуктам питания выглядят и вовсе ужасающе: за год россиянин со средним достатком покупает их примерно 1300 килограммов, при этом десятая часть оказывается на свалке. Что в среднем по России составляет более 20 миллионов тонн, то есть две тысячи железнодорожных составов по сто вагонов в каждом. Получается, миллиарды рублей гниют на мусорках. Какая продовольственная программа всё это выдержит?
Бесплатный сыр… на свалке
Но здесь Россия пальму первенства уступает странам, в которых люди «ну, совсем не любят поесть». Лидерами по отправке продуктов на помойку являются американцы - туда уходит почти 50 процентов всей их еды. Если доллары пересчитать на рубли, это составит почти 150 миллиардов в год! Совсем немного им уступают японцы, немцы и итальянцы, которые выбрасывают до 40 процентов, англичане - 27 процентов, а жители России отправляют на помойку 11-15 процентов купленной еды.
При этом почти десятая часть выброшенных продуктов вполне съедобна – с нормальным сроком годности, не испорчена и, порой, даже не распечатана. В связи с этим на помойках промышляют люди, которые там «отовариваются» бесплатно и на американский манер называют себя фриганами.
Наверняка, многие усинцы помнят то время, когда из-за ужесточения требований к торговым точкам по срокам реализации продукции, на свалку тоннами вывозились колбасы, йогурты и прочие продукты, срок годности которых истёк или подходил к концу. Применение им нашли предприимчивые усинские фриганы, благодаря которым колбасы и консервы благополучно перекочёвывали на прилавки рынка, и никто из нас не был уверен в том, что не купил продукты со свалки. Это – события не так давно минувших дней, но и сегодня, думается, никто не застрахован, покупая продукты с рук без заключения санэпиднадзора, от возможности приобрести еду «с тёмным прошлым».
То пирожное было явно лишним
И напоследок, возвращаясь к нашему опросу, скажем, что наиболее популярными продуктами из разряда «не собирался покупать» оказались кондитерские изделия. На них позарились 24 человека (50 процентов респондентов), выбросили несъеденное 8 усинцев (почти 17 процентов). Значит, остальные-то съели все купленные пирожки-печеньица?! Равно как выпили лишнюю сладкую газировку. Намазали на хлеб или булку изрядный слой масла… Вот и получается, что бессмысленные покупки не только пополняют свалки, но и жировые отложения на боках и животах граждан.
Так что, давайте не будем отправляться в магазин натощак или, по крайней мере, научимся не поддаваться на «уговоры» урчащих желудков, ведь быть их рабами так… не выгодно.
Татьяна ЧЕРНОБРОВКИНА
Отправить комментарий