Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают родные, самые близкие и дорогие люди. Однако это, к сожалению, не всегда так. Подчас происходящее в семье напоминает театр военных действий.
Мы, как правило, редко интересуемся соседями, стараемся не вмешиваться в их дела, даже если из квартир доносятся душераздирающие крики и плач. А позднее, узнав о том, что в ходе семейной разборки произошло что-то страшное, всё равно мало кто из нас упрекнёт себя в том, что мог помешать этому, но ничего не предпринял.
Новость о четырёхлетнем Глебе Агееве, который оказался в реанимации одной из подмосковных клиник, облетела всю страну. По словам мальчика, за плохое поведение мама била его горячим чайником. Родители же свою вину отрицают, утверждая, что травмы их приёмный сын получил по неосторожности, упав с лестницы.
Медики к версии родителей отнеслись скептически: на теле мальчика не было живого места, у него обнаружили закрытую черепно-мозговую травму, повреждение половых органов и термические ожоги лица. Левый глаз ребёнка практически не открывался из-за гематомы, шея малыша была в кровоподтёках и ссадинах, губа рассечена, передние зубы выбиты, на теле множество давних ссадин и синяков – все эти признаки явно не следствие падения с лестницы.
Как утверждают соседи, они и раньше замечали, что родители двух приёмных детей – Глеба и Полины – часто ведут себя с малышами жестоко, даже не стесняясь посторонних – мать постоянно ругала детей и шлёпала, а по вечерам, если те плакали, родители выставляли ребят на улицу, где они и проводили ночь в обществе собак. Однажды полуторагодовалая Полина появилась на улице с синяком под глазом, но никто из соседей не решился обратиться в милицию…
Этот случай – не единственный и далеко не самый печальный, он просто стал достоянием общественности и получил широкую огласку. Более трагична история, не так давно произошедшая в Денисовке: 11 марта отец застрелил своего 14-летнего сына из ружья, попав прямо в сердце.
По данным следственного отдела Усинска следственного управления следственного комитета при прокуратуре РФ по Коми, мужчина часто выпивал и избивал свою супругу на глазах у детей. Так было и в день трагедии. Сын вступился за мать, но разъярённому отцу это не понравилось, и он выгнал того из дома. Негодуя и желая помочь матери, подросток разбил окно на кухне, что ещё больше разозлило отца. Он в ярости выбежал во двор с ружьём и с расстояния 15-и метров выстрелил в мальчика. Сын скончался на месте.
По словам соседей, ссоры в этом доме были явлением постоянным. Непонятно, почему же свидетели, которые давали показания по факту трагической гибели подростка, оставались всё это время в стороне?
Один поэт-современник сказал: «Самые жестокие люди – близкие, родные: больнее бьют, жестоко пытают…». С его словами трудно не согласиться: в России ежегодно свыше двух тысяч детей погибает от жестокости родителей. По статистике более пятнадцати процентов несовершеннолетних живут в семьях, где родители и другие родственники – алкоголики, наркоманы и судимые.
По словам ответственного секретаря городской комиссии по делам несовершеннолетних Надежды Маловичко, за 2008 год в Усинске был выявлен 21 факт жестокого обращения родителей с детьми и уже восемь – за первый квартал нынешнего года.
К сожалению, далеко не все нерадивые родители отвечают по всей строгости за моральные издевательства над детьми. Как сообщил заместитель прокурора г. Усинска юрист 1 класса Максим Лапчук, в 2008 году по статье 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних) было возбуждено семь уголовных дел, за четыре месяца нынешнего года таких дел уже пять.
Как бы нам ни хотелось думать иначе, жестокое обращение с детьми – довольно распространённое явление. От четырёх до четырнадцати процентов всех детей подвергаются жестокому обращению со стороны родителей с применением физической силы. При этом около трети из них получает увечья или травмы.
Но жестокое обращение с детьми – это не только побои, сексуальные домогательства и другие способы физического воздействия, которыми взрослые их калечат. Это ещё и унижение, которое испытывает ребёнок, когда самые близкие люди отказывают ему в пище, одежде, сне, уважении, внимании, ласке и заботе. И это ранит детскую душу порой гораздо сильнее, чем пощёчина.
По данным отдела по вопросам семьи, опеки и попечительства Управления социальной защиты населения Агентства РК по социальному развитию по г. Усинску, за 2008 год 24 родителя были лишены родительских прав за то, что не выполняли своих обязанностей по воспитанию. А 32 ребёнка были отобраны у родителей из-за того, что и дальше находиться в обществе мам и пап им было опасно для жизни.
Разумеется, вышеперечисленное – это всего лишь те случаи, которые, в отличие от множества других, получили огласку и стали известны тем структурам, которые непосредственно отстаивают законные интересы несовершеннолетних. А сколько в нашем городе не видимых миру слёз, тщательно скрываемых от посторонних глаз, и искалеченных жестокостью душ…
И так будет, пока мы не перестанем не замечать страдания и боль детей, живущих по соседству. Пока закон слишком лоялен к тем, кто истязает детей. Пока члены семьи, покрывая домашних тиранов, надеются, что со временем они изменятся. Не изменятся.
Анфиса ЧЕБОТАРЕВА
Отправить комментарий