Ещё задолго до того, как в Усинск пришло некое подобие лета, улицы города запестрели яркими шатрами разнокалиберных «шарманок», зазывно дразнящих ароматом шашлыка. Летние кафешки большинством из нас воспринимаются как «неизбежное добро», без которого, с одной стороны, и лето не лето, а с другой – никогда не знаешь, чем обернётся поход в «шашлычку».
Многие могут возразить: «Не устраивает – не ходи, силой ведь никто не заставляет». Справедливо. И стараюсь не ходить. Но ведь очень многие в виду банального отсутствия других мест проведения досуга в погожий летний день выбираются именно в эти «шатры-едальни».
Меня, например, сдерживает только одно – боязнь за своё здоровье. Закрадываются большие сомнения: соответствуют ли существующим санитарным нормам и правилам организации сезонного общепита эти кафешки?
Специально обошла шесть усинских «шашлычек», чтобы посмотреть, как в них обстоят дела. Де-жа-вю. Картинка практически везде, с незначительными вариациями, одинаковая.
Каждый раз, прежде чем сесть за стол, приходилось совершать один и тот же ритуал по вытиранию стула от пыли – большинство уличных кафе в нашем городе расположены вблизи проезжей части, но владельцев и персонал это, похоже, ничуть не беспокоит. Работает система самообслуживания: купил – донёс купленное до свободного стола – «посадочное место», если есть чем, вытер – сел. Есть уже не хочется.
Что собой представляют официанты – отдельная история. Опознать их несложно. Общая отличительная черта – наличие в руках сомнительной чистоты тряпки, которой они пытаются смести со стола крошки и другие приметы трапезы прямо на вас, ничуть не смущаясь, что вы в этот момент едите.
Что такое салфетки на столах, зубочистки и пепельницы (не самоделки из обрезанных жестяных банок из-под пива, а самые обычные), в половине «обследованных» «шашлычек», видимо, забыли давно. В лучшем случае их можно получить у бармена по норме: «одна зубочистка на один рот, пару салфеток – в руки, пепельница – если есть свободные». В худшем случае (но надёжном!) – действуем по принципу «всё своё ношу с собой». Правда, с пепельницей это сложнее.
Но и это полбеды. С детства нас учили, что перед едой нужно мыть руки, и каждый из нас соблюдает гигиену. В уличных кафешках это проблематично – для того, чтобы в большинстве наших «шашлычных» разыскать рукомойник, нужно проявить недюжинную смекалку.
Вот, к примеру, в одном из кафе его догадались повесить возле биотуалета. Хорошо хоть так – раньше в самой крупной «шашлычке» города этого предмета цивилизации для посетителей вообще не было. Но здесь, видимо, решили пойти по пути суровых 90-х, когда актуальной была шуточка для гостей «Руки с мылом – чай без сахара». Так вот: ни полотенца (а бумажные должны быть в обязательном порядке!), ни мыла, а часто и воды – нет. Впрочем, как и туалетной бумаги в клозете – её либо не кладут, либо крадут… диверсанты-злоумышленники. Вроде, напряжёнки с этим продуктом целлюлозно-бумажной промышленности в стране нет, Сыктывкарский комбинат под боком, в магазинах бумаги в избытке. Так в чём проблема? Экономим на спичках?
Попыталась выяснить, почему в некоторых кафе за одноразовую посуду приходится доплачивать. Оказалось, что включать стоимость пластиковых тарелок, вилок и ножей в стоимость реализуемого товара, или же выдавать их за отдельную плату – решает руководство торговой точки. Только думается, что наши сметливые торговцы идут по пути извлечения наибольшей выгоды и пользуются двумя вариантами сразу… Но как проверишь?
О том, что за шашлык продают в наших «шавермах», говорить не будем, пусть это останется на совести владельцев кафе. Покупать его или нет – право потребителя.
При всём при этом помещение, где установлен мангал, всё-таки должно соответствовать… На самом же деле то, что можно увидеть, заглянув туда, достойно проверки не только Роспотребнадзора, но и всех санитарных служб и других надзорных органов вместе взятых.
Однако по собственной инициативе им совершать подобные «экскурсии» не положено. Как нам сказали в ТО «Управление Ропотребнадзора по РК в г. Усинске», законодательство изменилось. Сегодня в открытии летних кафе их ведомство участия не принимает. Собственно, как и не ведёт постоянного контроля их деятельности. Кто, в каком месте и какого рода кафе откроет, согласовывается только с городской администрацией.
А как же контроль «кафешек» по самым важным для населения критериям: на соответствие санитарным нормам помещения и технологии приготовления блюд, по качеству продукции и прочему? Всё это, оказывается, теперь наша с вами, уважаемые потребители, забота.
То есть, если у нас появляются претензии, мы обращаемся в Рос- потребнадзор со своей жалобой, оттуда её отправляют в прокуратуру, и если стражи законности сочтут, что в предъявленных претензиях достаточно оснований для проверки, иници- ируют её проведение. «Фома кивает на Ерёму, а тот кивает на Фому».
Но раз уж так получается, что забота о здоровье и благополучии возложена на нас самих, не плохо бы знать права, которые мы можем отстаивать вплоть до суда.
Итак. Вы пришли в кафе, но перед едой вам негде помыть руки. Это грубое нарушение санитарных норм, за которое торговую точку могут попросту закрыть. Пишите замечание в книгу жалоб (которая должна быть в обязательном порядке!) и сообщайте в Роспотребнадзор.
Если стул, на который вы присели в кафе, оказался грязным, а на столе пыль, крошки, лужицы пива или сока, жалуйтесь в те же инстанции: официанты (уборщики) обязаны протирать влажной тряпкой стулья и столы после каждого посетителя. А после окончания рабочего дня весь привозной инвентарь должен быть возвращён на базовое предприятие (спрятан под навес), кроме того помыт и почищен моющими средствами.
Кафе стоит так близко к вашему дому, что вам прекрасно слышно, о чём говорят посетители? Непорядок. Согласно противопожарным требованиям к организации работы кафе, расстояние от них до соседних зданий (жилых домов, общежитий) должно быть не менее 50-и метров. Нарушаются правила – жалуйтесь в Роспотребнадзор и далее по инстанциям.. Да, и ещё: не бойтесь отстивать свои права и действуйте по принципу «Кто, если не я».
Яна ВЕНЕДИКТОВА
Отправить комментарий