С первого января вступил в силу федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Вокруг этого документа длительное время велись бурные дискуссии и дебаты. Не затихают они и сейчас, потому как закон этот – первый за последние 18 лет, в котором обновлены, а то и в корне пересмотрены положения об охране здоровья граждан. И касается это каждого из нас.
В чём принципиальное отличие нынешнего закона от действовавшего ранее, каковы его плюсы и минусы? Как скажется реформа на медицинском обслуживании населения МО ГО «Усинск», сможет ли УЦРБ отвечать установленным законом требованиям, работать в соответствии с новыми стандартами качества предоставления медицинских услуг? От комментариев главный врач УЦРБ Александра Халилова воздержалась, правда, заметила, что некоторые законодательные положения приняты явно не в пользу пациентов.
В отдельных моментах это действительно так. Взять хотя бы платную медицину. Её «легитимность» теперь закреплена законодательно. Но, собственно, что для нас изменилось? За последние годы мы все столкнулись с тем, что бесплатной наша медицина только называется. А в остальном здоровье, образно говоря, – штука капиталоёмкая. Недавно довелось услышать на приёме у врача нашей райбольницы: «И чего вы пришли, раз денег нет?» Поэтому то, что порядок оказания платных услуг теперь регламентирован, даже хорошо – раньше границы между исследованиями и лечением, которые финансируются за счёт ФОМС, и теми услугами, которые являются «дополнительными» и оплачиваются пациентом «через кассу», были размытыми.
Кроме того, в законе дан полный перечень видов медицинской помощи, которая должна оказываться бесплатно. Это – первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе и высокотехнологичная, скорая и неотложная помощь, то есть вся та, что и сегодня должна быть бесплатной. Помимо того, гарантируется бесплатное санаторно-курортное восстановительное лечение для определённого перечня заболеваний, бесплатная паллиативная (поддерживающая) помощь для неизлечимо больных, находящихся в медучреждениях.
Впервые в законе закреплено право на получение бесплатных лекарств из перечня жизненно необходимых и важнейших при лечении в дневном или обычном стационаре, а также на этапе скорой помощи. И, кстати, список ЖНВЛ в конце 2011 года был существенно расширен. Теперь в него входят 567 наименований лекарственных препаратов, цены на которые жёстко регулируются государством. 29 из этих медикаментов внесены в перечень ЖНВЛ впервые согласно новым стандартам оказания медицинской помощи. Посему ситуации, когда пациенту, поступающему в больницу, или его родным придётся самостоятельно приобретать лекарства, включённые в вышеуказанный перечень, недопустимы.
Как видим, конституционно закреплённое право на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья у нас не отнимают.
Согласно новому закону пациент вправе самостоятельно выбирать медицинское учреждение и врача, у которого будет проходить лечение, если тот, конечно, имеет возможность и желание наблюдать ещё одного пациента. В условиях Усинска, где есть лишь одно муниципальное учреждение здравоохранения, альтернатива может быть предложена лишь в отношении выбора лечащего врача, но с учётом острого дефицита квалифицированных кадров и здесь выбор невелик. Можно, конечно, отправиться в другой город. И вот, скажем, решил усинец Пётр Петрович подлечить сердце в московской или сыктывкарской клинике без соответствующего направления, приехал с этой целью в одну из столиц. До первого января этого года ему, скорее всего, пришлось бы вернуться, как говорится, несолоно хлебавши. Теперь – нет: благодаря новому закону граждане РФ, имеющие страховой полис, могут лечиться в любой точке страны – отказать в медицинской помощи ни в одном медучреждении им не вправе.
Повсеместно вводятся единые стандарты лечения и требования к качеству медицинских услуг. Поэтому россияне со временем смогут получать одинаково качественную врачебную помощь во всех поликлиниках и больницах, независимо от того, в каком регионе они находятся. Естественно, возможности столичных центров и провинциальных больниц несравнимы. Дабы уменьшить этот дисбаланс, в течение 2012-2013 годов на модернизацию здравоохранения будут направлены колоссальные средства, большая часть которых как раз и пойдёт на оснащение современным оборудованием лечебно-профилактических учреждений и поликлиник, а также на подготовку кадров. Остаётся надеяться, что коснётся это и УЦРБ.
Впервые в законе вводится понятие орфанных (редких) заболеваний, лечение которых и поддержка жизнеспособности пациентов требует больших денег. Оплачиваться медикаментозное лечение таких больных будет за счёт регионального и федерального бюджетов по каналам целевого финансирования.
Понятие суррогатного материнства в мире существует давно. В ряде стран оно имеет под собой правовую основу, в России же до недавнего времени оно было на нелегальном положении, а потому и женщины, вынашивающие ребёнка для бездетной пары, и его потенциальные родители всегда рисковали, а порой и вовсе становились преступниками. Теперь в России суррогатное материнство узаконено и регламентировано – в законе чётко прописано, что суррогатной матерью может быть здоровая женщина в возрасте 20-35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребёнка. Если она состоит в браке, на вынашивание чужого эмбриона ей потребуется разрешение супруга.
Народная медицина. Отношение к ней среди врачей, занимающихся академической практикой и предпочитающих «бабушкиным снадобьям» достижения современной науки, двойственное. Между тем целителей-врачевателей, якобы способных отварами трав, грибов и прочей «растительности», а то и простым наложением рук излечить неизлечимое развелось великое множество. Дабы отделить «зёрна от плевел», в новом законе чётко оговаривается, что народной медициной являются «методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов». Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение в органах исполнительной власти в сфере охраны здоровья (федеральный либо региональный Минздрав). Незаконное «целительство», а также причинение вреда жизни или здоровью в процессе «лечения» уголовно наказуемо.
Новый закон позволит сделать гигантский шаг для установления цивилизованных отношений между врачом и пациентом благодаря переходу к так называемой страховой медицине. В документе появилась норма, обязывающая медицинскую организацию осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании ему медицинской помощи. Сам врач тоже может страховать риски профессиональной деятельности. Кроме того, для разрешения возможных конфликтов и споров во исполнение закона ведётся формирование института независимой экспертизы. Сторонняя оценка профессиональных экспертов, которые не подчиняются властям региона и администрации больницы, где проводится разбирательство, позволит гражданину, ставшему жертвой врачебной ошибки, отстоять свои права. Пока же положение таких пациентов весьма незавидно, так как доказать, что человек пострадал из-за халатности медработника, чаще всего невозможно – любая клиника и обособленное медицинское сообщество свято охраняют своё доброе имя и признают вину лишь под тяжестью неопровержимых доказательств. Которыми и сможет стать заключение независимых экспертов. Кстати, их вмешательство станет реальным средством защиты и невинных врачей от несправедливых обвинений пациентов и их близких.
Особое внимание в законе уделено механизмам стимулирования врачей, чтобы остановить отток кадров из отрасли, особенно талантливой молодёжи и сельских медиков. К слову сказать, этому способствуют и поправки в закон об обязательном медицинском страховании, согласно которым для выпускников медицинских вузов и уже работающих молодых врачей в возрасте до 35 лет, приехавших на работу в село в 2011-2012 годах, устанавливается стимулирующая выплата в размере одного миллиона рублей.
Для получения таких своеобразных «подъёмных» сам врач обязуется посвятить работе в сельской медицине не менее пяти лет, что закрепляется в договоре. Региональные и местные власти, если хотят получить соответствующие трансферты из федерального бюджета на выплату компенсации, тоже должны будут принять участие в судьбе молодых сельских врачей. К примеру, на уровне муниципалитетов придётся решить вопрос с жильём – либо предоставить таковое, либо выделить землю под строительство дома. Региональным властям предлагается вариант компенсировать молодым врачам процентную ставку по жилищным кредитам. Какой именно способ поддержки будет избран, каковы механизм предоставления денег, форма и порядок заключения договора – решают исполнительные органы власти в каждом конкретном субъекте федерации.
Как видим, благодаря вышеперечисленным новшествам шансы на то, что климат в отечественном здравоохранении станет более здоровым, а качество медицины вырастет, увеличиваются. Важно, чтобы все ответственные за исполнение буквы закона на своём уровне чётко выполняли возложенные на них обязанности – от создания условий для работы медперсонала, оснащения клиник и стимулирования сотрудников до соблюдения врачами клятвы, которую они дают после окончания высшего учебного заведения.
Её текст, кстати, приведён в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Простые слова с глубоким смыслом. Следуй этим заповедям каждый, кто решил пополнить число «людей в белых халатах», ситуация в нашей медицине была бы иной: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к пациенту, действовать исключительно в его интересах; проявлять высочайшее уважение к жизни человека…».
Отправить комментарий