Деятельностью в сфере ЖКХ должны заниматься компании с прозрачной структурой собственности и с большим опытом работы, а неэффективным и организациям-однодневкам на рынке жилищно-коммунального хозяйства не место, они должны уйти.
Такова идея федерального закона о внесении поправок в Жилищный кодекс РФ, принятого депутатами Государственной Думы РФ и обнародованного в «Российской газете» 30 июля.
Документ, вступающий в силу 1 сентября 2014 года (некоторые положения – 1 мая 2015-го), оговаривает обязательное лицензирование организаций, занимающихся управлением многоквартирными домами. Правда, касается это только управляющих компаний, а вот ТСЖ, кооперативы и другие организации проходить эту процедуру не обязаны.
Если до 1 мая 2015 года управляющие компании не пройдут лицензирование, они должны будут прекратить свою деятельность, но не сразу – выполнять обязанности по обслуживанию вверенного ранее им жилья придётся до тех пор, пока в установленном порядке не изберут другую УК, которая и примет «осиротевший» жилфонд. При этом все коммунальные платежи в «переходный» период будут идти напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Что касается квалификационного экзамена для директоров, то здесь крайний срок, до которого им предстоит пройти испытание, – 1 января 2016 года.
Важный момент: лицензирование УК – процедура платная, а вот за приём квалификационного экзамена, как говорится в законе, «пошлина» с претендента не взимается. Аттестат выдаётся руководителю на пять лет с последующей переаттестацией, но может быть отозван и досрочно.
База для осуществления лицензирования практически подготовлена, так что получить «сертификат соответствия» и право на осуществление деятельности обслуживающие организации смогут уже этой осенью.
Как говорится в законе, выдавать лицензию будут органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии, в которой не менее чем одна треть её членов должна состоять из представителей общественного контроля. А это – общественные объединения, саморегулируемые организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица, чьё участие позволит исключить подтасовку фактов и нечестную оценку.
В случае с Республикой Коми лицензирующим органом является региональная Жилищная инспекция, которая наделена также правом проведения квалификационных испытаний для директоров УК.
Лицензия, как прописано в законе, действительна лишь в границах того региона, чьим органом государственного жилищного надзора выдана, «срока годности» не имеет, то есть действует бессрочно, но, как и квалификационный аттестат у руководителя, она может быть отозвана, приостановлена или аннулирована.
Причиной такого демарша может стать целый ряд факторов. В частности, УК рискует лишиться права заниматься деятельностью, если в течение года хотя бы дважды привлекалась к административной ответственности за нарушение правил управления домом. Второй повод – неисполнение предписания органа государственного жилищного надзора.
Правда, благодаря этому же закону общее собрание собственников жилья получило право в одностороннем порядке заблокировать решение надзорных органов о приостановке или лишении лицензии УК. Если их в работе управляющей организации, а также в том, как она занимается обслуживанием жилфонда, всё устраивает, и выбирать новую они не собираются, жильцы вправе воспользоваться правом вето и на общем собрании принять соответствующее решение.
Есть у этого права и обратный ход: если работой коммунальщиков люди недовольны и неоднократно жаловались в вышестоящие органы, их ходатайства будет достаточно, чтобы отказать «управленцам» в получении лицензии.
Кто ещё точно останется не у дел? Фирмы, чьи руководители были уличены в экономических преступлениях и уже отвечали за содеянное перед судом, «деятели», которые более двух раз за год привлекались к административной ответственности, были дисквалифицированы или отстранялись от работы в качестве руководителя управляющей организации «за несоответствие занимаемой должности».
Но получение лицензии – лишь полдела. В дальнейшем коммунальщикам придётся очень трепетно относиться к своим обязанностям. Потому как обратное чревато очень внушительными финансовыми потерями.
Один пример: оказала УК жильцам некачественную услугу, и люди сумели это доказать. Кстати, не так всё сложно, как принято считать, ведь в законах и подзаконных актах есть и алгоритм расчётов, и параметры, которым должны соответствовать ЖКУ, так что при желании и некоторых усилиях можно собрать вполне достаточную доказательную базу.
Так вот, за «подтверждённую нерадивость» при оказании коммунальных услуг управляющая компания обязана вернуть истцам-потребителям до 30 процентов стоимости услуги. Прецеденты подобных разбирательств были уже в прошлом, и если дело доходило до суда, в большинстве случаев решение было в пользу граждан.
В законе отдельно и достаточно чётко приписан характер административного наказания, которое последует за халатность.
К примеру, злостных нарушителей – директоров, пренебрегающих своими обязанностями и не способных организовать работу фирмы, ждёт дисквалификация с занесением в федеральный «чёрный список», после чего вернуться к «хлебному бизнесу» будет весьма и весьма проблематично.
Полную базу данных о лицензированных УК, а также лишённых прав заниматься этой деятельностью разместят на сайте Минстроя РФ.
Но и это не всё. Нарушения в сфере управления многоквартирными домами предусматривают административное наказание в виде штрафов. Для должностных лиц – 50-100 тысяч рублей, на юридических лиц – от 150-250 тысяч рублей.
Дорого управляющей компании, лишившейся лицензии, обойдётся и нежелание обслуживать жилфонд в тот период, пока решается вопрос, кому передать дома. Штрафы должностному лицу установлены в пределах 100-200 тысяч рублей. Если же речь идёт об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, наказание им светит более суровое – 150-500 тысяч рублей.
На случай, вдруг управляющая компания решит вести хозяйственную деятельность без лицензии, ей придётся быть готовой к дополнительным тратам: должностным лицам неисполнение закона обойдётся в 50-100 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям и юрлицам – в 150-300 тысяч рублей.
Альтернативным вариантом финансовых санкций во всех случаях является дисквалификация руководителя организации на срок до трёх лет.
Не выдавать лицензии ООО "Жилкомхоз", руководитель Прохоров Виктор Иванович, дома не ремонтирует, только дань собирает. Столько жалоб от жильцов и со стороны администрации полный игнор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Да,не Он берет , а администрация города - кормится.
Интересно, откуда в квитанциях появилась оплата за подогрев воды? 18-го августа в новостях по 1-й программе объяснили, что это незаконно. Должно быть или горячая вода, когда идет центральное водоснабжение горячей водой, или подогрев, когда в дом приходит холодная вода и нагревается в котле , установленном в доме. Как это обьяснит ЖКХ ?
Если Вы это слышали по телевизору, напишите письмо в ЖКХ, они должны ответить и обьяснить.
Отправить комментарий