Видеоконференция, которая прошла сегодня одновременно в четырех муниципалитетах, затронула ряд острых проблем в сфере коммунального хозяйства республики. В ходе онлайн-встречи общественники обменялись положительным опытом работы и в итоге пришли к выводу, что обе стороны обсуждения - и собственники, и управляющие компании испытывают недостаток информированности.
- Пока предлагаю обсудить острые моменты небольшим кругом, для того чтобы выработать предложения для органов власти, в том числе муниципалитетов. Мы понимаем, что муниципалитеты загружены работой и наша роль как общественно активных граждан, депутатов, прежде всего, активно работать на местах и какие-то предложения выносить на местный уровень для эффективного построения работы, - начала конференцию ее инициатор, координатор проекта «Коми ЖКХ» Александра Афонина, вышедшая на связь из Печоры.
В конференции участвовали Сыктывкар, где предложения по решению коммунальных проблем озвучила председатель Общественной палаты региона Галина Киселева, Печора - и.о руководителя районной администрации Антон Ткаченко, Усинск представлял член Общественной палаты, депутат Альмир Бадыков и Ижма, где спикером выступил депутат Госсовета Коми Юрий Гусев. Представители Ухты на связь не вышли.
Первая из проблем, поднятая на конференции, касалась задолженности по оплате коммунальных услуг. Интересный опыт в этой сфере сложился у Печоры, где в борьбу с должниками подключился административный ресурс. В муниципалитете наблюдаются одни из низких по республике показатели оплаты коммунальных услуг. В конце 2014 года администрацией возобновлена работа комиссии по погашению задолженности населения и организаций всех форм собственности за потребляемые жилищно-коммунальные услуги. На заседаниях комиссии обычно присутствуют представители ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, а также общественники и депутаты. Ее работа разбита на две части, первая посвящена работе УК и ресурсоснабжающих организаций с собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД), вторая - совместной работе по разрешению ситуаций, связанных с неплатежами граждан, с которыми заключены договоры социального найма жилья.
- Мы только в начале пути. Подано уже одно исковое заявление в отношении гражданина, по результатам которого судом может быть принято решение о его выселении, либо он погасит эту задолженность или решит вопрос с ресурсоснабжающими организациями и УК по погашению задолженности по графику, - привел результаты Антон Ткаченко. - По первой части работы комиссии разрешение сложившейся ситуации происходит путем совместных рейдов представителей отдела судебных приставов и организаций. Что самое интересное, на фоне асоциальных, маргинальных товарищей достаточно часто встречаются люди состоятельные и где-то даже известные в местном сообществе. Таким образом, если мы на слои населения с более низким достатком в меньшей степени можем повлиять, то в отношении этих товарищей достаточно успешно работаем – мотивируем тем, что если в течение какого-то времени долг не будет оплачен, то это станет известно.
В Усинске должников планируют выселять за долги без предоставления другого жилья. Об этом сообщил Альмир Бадыков. По его словам, в городе есть два общежития №1 и 35, где долгое время предоставляли жилье выселяемым неплательщикам со всего города. Депутат поинтересовался у участников конференции, есть ли у кого-нибудь опыт переселения должников без предоставления помещения.
Опытом работы поделился Юрий Гусев, озвучив печальную историю с общежитием в Сосногорске.
- В этом общежитии помимо асоциальных слоев проживали вполне нормальные семьи. Но очень тяжелая была внутренняя обстановка. Те, кто имели договоры социального найма, там не проживали, а нелегально сдавали свои комнаты и именно асоциальным слоям. Мы пошли по пути создания комиссии: депутат, участковый, представители миграционной службы, комиссии по делам несовершеннолетних. Систематические рейды раз в неделю, в разное время - этот мониторинг помог вытеснить, пока, правда, не полностью, вытеснил эти асоциальные слои, они сами ушли.
Более того, глава района нашел путь и двоих человек уже выселил. Когда нашли хозяев комнат, с ними перезаключили договор, чтобы они пускали к себе квартирантов с нормальной репутацией, они стали платить за жилье. К ситуации подключились и местные власти, сделав уборку и организовав вывоз мусора. После этого, ремонтировать что-то своими силами стали и сами жильцы - ситуация стабилизировалась. Юрий Гусев заметил, что в такой работе нужна системность и меры должны быть направлены на профилактику и создание жильцам таких условий, при которых их бы взяла на обслуживание управляющая компания – вопрос с УК может быть решен уже в ближайшее время.
- В целом в Усинске ситуация в сфере ЖКХ достаточно стабильная. Очень много зависит от желания управляющей компании работать, - выступил Альмир Бадыков, назвав лицензирование УК хорошим шагом и озвучив еще один положительный момент в сфере ЖКХ. - В этом году в Усинске будет переселено 414 человек, это очень много для нашего небольшого района.
Альмир Бадыков также поделился проблемами Усть-Цилемского района. В муниципалитете нет ни одной лицензированной УК, и ни одна не подала заявку, а с 2012 года администрацией района ни разу должным образом не проводился конкурс на выбор управляющей компании. По словам Юрия Гусева, аналогичная обстановка складывается и в селе Ижма. Несмотря на это, заключены договоры с обслуживающими компаниями.
- Имеет ли смысл в таких муниципалитетах держать полноценную УК, может быть, стоит в домах, где есть возможность выбрать непосредственное управление, помочь жильцам сделать этот выбор? Тем компаниям, которые обслуживают, сделать хороший гражданско-правовой договор на обслуживание, помочь составить смету, которая отражала бы фактические нужды дома, и принять адекватную стоимость этих услуг, - предложила Александра Афонина.
По словам Юрия Гусева, создать ТСЖ и выбрать способ управления в сельской местности, где в МКД не так много квартир, невозможно. А вот вариант с составлением гражданско-правового договора более приемлем.
- Явно прослеживается нехватка определенных, очень конкретных, полезных профессиональных навыков как управляющим компаниям, так и населению. Может быть, какие-то обучающие семинары сегодня надо очень активно проводить как для потребителей, так и для тех, кто предоставляет услуги, - внесла одно из предложений в середине конференции Галина Киселева. - У меня складывается ощущение, что нет до конца понимания в необходимости упорядочить эту работу, чтобы, в конце концов, снять напряженность у населения. Люди сейчас не доверяют ни управляющим компаниям, ни органам местного самоуправления, поэтому нужно одновременно помочь управляющим компаниям и госорганам выстроить некую систему, полезную всем.
Александра Афонина согласилась с этим и добавила, что позитивный опыт работы с управляющими компаниями, который наработан в муниципалитетах и строится на основе партнерских отношений, а не карательной политики, следует растиражировать по республике.
Еще одно предложение поступило от Юрия Гусева. Как председатель ТСЖ своего дома он решил проанализировать смету, которую утверждают на общем собрании, в том числе в части банковских расходов. По словам Юрия Гусева, финансовые структуры значительно завышают комиссионные сборы, но решить этот вопрос возможно. Жильцов обучают платить через «Сбербанк.Онлайн», где комиссия меньше. Кроме того, у управляющей банком Юрию Гусеву удалось снизить комиссию, которую обычно взимают с каждой квитанции при оплате через кассира.
- За три года нам удалось собрать на депозите 750 тысяч рублей от текущего ремонта и содержания. Соответственно, анализ этих расходов позволит выработать определенное решение. На мой взгляд, финансовые структуры значительно завышают комиссионные сборы за оплату услуг. Управляющие компании, имеющие 100 и более домов в управлении, а это годовой оборот 300 и более миллионов, как минимум платят комиссию от 7 до 8 миллионов. А сколько кровли можно отремонтировать? Мне кажется, что нам необходимо попросить управляющие компании сделать анализ банковских расходов. Выйти через Общественную палату с законодательной инициативой о сокращении этих расходов, потому что они непомерны. Могу привести простой пример. Когда вы быстрым переводом переводите за границу средства, вы заплатите один процент. А здесь за средства, которые аккумулируются на счетах Сбербанка и имеются остатки, которые будут вовлечены в бизнес банка, мы платим еще дополнительную комиссию. Я считаю это несправедливым. Над этим стоит поработать, и в этой области есть моменты, где эти расходы можно снизить, и они очень легко доказываются, - поделился опытом Гусев.
Приведенные выше предложения были внесены в итог встречи. Первое - выработать инструкции для собственников и нанимателей и распространить их на территории республики, второе - провести анализ по муниципалитетам доли банковских сборов в услугах управляющей компании.
- Как одно из предложений - рассмотреть ряд актуальных проблем в режиме онлайн, как сегодня, для того чтобы выбрать крупицы опыта и сформировать то методическое пособие, которое сейчас упомянули, для потребителей и тех, кто эти услуги поставляет, - резюмировала Галина Киселева.
Отправить комментарий