Капитальный ремонт многоквартирных домов (МКД), который в 2013 году пополнил число обязанностей собственников жилья, на данный момент является одной из самых обсуждаемых тем.
Все понимают, что этого бремени вряд ли удастся избежать, как бы ни старались некоторые владельцы квартир доказать неправомерность требований, прописанных в ФЗ-271. Но уж больно много нестыковок и несоответствий в новых правилах, неясностей в работе регионального оператора. Не меньше и ошибок, которые допускаются при расчётах платежей.
Неудивительно, что тема капремонта МКД стала ключевой и на совещании, прошедшем на минувшей неделе под председательством заместителя руководителя администрации МО ГО «Усинск» Юрия Заболотного. В нём приняли участие специалисты городской администрации, депутаты Совета города, представители организаций коммунального сектора и общественных объединений. Благодаря чему диалог получился предметный, с учётом мнения всех сторон. Ирина Цыпящук – эксперт Общественной палаты РК по ЖКХ – ознакомила с изменениями, которые были внесены и готовятся в федеральное законодательство, рассказала, каким образом эти поправки отразятся на жильцах и на деятельности обслуживающих организаций.
Тарифная политика ресурсоснабжающими организациями с января 2016 года утверждается не на год, а на 3-5 лет с учётом инвестиционных программ. Для муниципальной власти и управляющих компаний это плюс, так как появляется возможность планировать свою финансово-хозяйственную деятельность на относительно долгосрочную перспективу. В случае же нехватки средств у предприятий жизнеобеспечения, решать вопрос субсидий и компенсаций будет региональный бюджет.
Планируется, что до 2016 года все предприятия жилищно-коммунального сектора войдут в общую государственную информационную систему – «ГИС ЖКХ». Она станет глобальным онлайн-сервисом, цель которого – сделать данную отрасль прозрачнее, объединив управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные, региональные и местные органы власти, а также жильцов.
В информационной системе будут храниться данные по каждой квартире – от метража и числа зарегистрированных до количества потреблённых воды, тепла и электроэнергии, что позволит контролировать и обслуживающие организации, и поставщиков услуг (ресурсов). Ещё одна подсистема «ГИС ЖКХ» в режиме реального времени будет проводить автоматическую проверку корректности начислений, сравнивая их с установленными тарифами (информация о них будет поступать в ГИС через систему межведомственного электронного взаимодействия от Федеральной службы по тарифам).
Также ГИС предполагает наличие и других полезных функций. Например, если в подъезде не ведётся уборка, а управляющая компания включает данную услугу в счёт, жилец сможет пожаловаться через сайт в Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) и добиться перерасчёта. Кроме того, посредством ГИС граждане смогут проводить онлайн-собрания собственников жилья, принимать участие в голосованиях по дому и т. д.
Однако всё это – пока только планы, на данный момент большинство сервисов ГИС работают в тестовом режиме, некоторые ресурсы в стадии разработки. Что же до коммунальщиков и их готовности работать в условиях информационного общества… К сожалению, далеко не все управляющие организации Усинска следят даже за своевременным обновлением информации на созданных сайтах, не считают необходимым делиться с жильцами сведениями, в том числе, и отчётами о проделанной работе. А это, опять-таки благодаря внесённым поправкам в законодательство, влетит нерадивым УК в копеечку, так как будет наказываться далеко не формальным штрафом.
С 28 декабря 2015 года обслуживающим организациям дороже обойдутся и другие нарушения – в области качества, полноты, своевременности предоставления коммунальных услуг и правильности начисления платы за них. Так законодатель подстраховывает собственников и заставляет коммунальщиков более серьёзно относиться к своим обязанностям. Хотя с этим можно поспорить. Из каких денег компания будет оплачивать штрафы? Вряд ли из прибыли, скорее – из тех денег, которые жильцы уплатили по статье «Содержание и текущий ремонт общего имущества». И получится, что за неполученные или некачественные услуги накажут… собственников.
Не всё так однозначно и с лицензированием УК, капремонтом МКД, переводом общедомовых нужд из коммунальных услуг в жилищные, заключением прямых договоров между собственниками и ресурсными организациями.
Наибольший резонанс получила реализация закона о капитальном ремонте многоквартирных домов. С момента принятия документа в него уже внесено несколько поправок, призванных устранить нестыковки, сделать положения выполнимыми и понятными для граждан. С июня вступила в силу норма, обязывающая каждый субъект федерации до конца 2015 года чётко и конкретно прописать пятилетний план действий по каждому многоквартирному дому – что, когда, в каком объёме будет ремонтироваться. Возможно, благодаря этому больше не возникнет ситуаций, когда в программе капремонта пятиэтажки оказывается замена… лифта.
Кстати, о лифтах: с осени ответственность за их состояние возлагается на управляющие компании. И если в многоэтажке, построенной четверть века назад, нужно будет менять отслуживший свой век подъёмник, обслуживающей организации придётся созвать общее собрание собственников, которые и решат, как поступить – скинуться на приобретение новой кабины или же остановить лифт. И это при том, что люди будут продолжать платить за капремонт МКД, который в числе прочего предусматривает и ремонт подъёмников?…
Ещё одно новшество касается приёмки работ по капремонту – в ней теперь будут участвовать и специалисты обслуживающей организации, и представители собственников, которые подписями в акте либо подтвердят качество и объёмы выполненного ремонта, либо потребуют устранения недостатков.
В процессе обсуждения участниками совещания был выдвинут ряд предложений, которые после проработки направят в адрес регионального оператора и руководства республики. Участники встречи предложили ввести для отдельных категорий граждан льготы по оплате капремонта и установить пятилетние «каникулы» для новостроек. На федеральном уровне соответствующий закон о моратории принят, но распространяться на регионы и муниципалитеты он будет только при условии, что соответствующий нормативный акт появится и у субъекта.
– Не менее важно решить вопрос с представительством регионального оператора на местах, – считают депутаты Совета МО ГО «Усинск» – начальник испытательной химико-аналитической лаборатории «РН – Северная нефть» Сергей Кажаев и начальник отдела социальных программ и корпоративной культуры Алексей Черноткач. – У людей возникает масса вопросов – по договорам, квитанциям, начислениям, правильности данных, внесённых в платёжки по метражу квартиры и числу собственников… Взять, к примеру, последние полученные счета – выставлены они за квартал, при этом в квитанции указана плата как общая, так и отдельно за каждый месяц. И суммы везде разные. Почему выписываются квитанции на имя бывших собственников, выехавших за пределы региона, и даже на людей, давно умерших. Чья это недоработка?
Это лишь часть вопросов, с которыми к нам обращаются избиратели, вот только разъяснения по ним получить проблематично – по телефонам, указанным на сайте «Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов», не дозвониться, да и численность специалистов там явно недостаточна для того, чтобы оперативно решать все вопросы, поступающие из разных уголков республики. Поэтому вопрос создания представительства на месте, с усинскими телефонами и компетентными специалистами, которые смогут ответить по делу на вопросы граждан, – один из первоочередных.
Вообще, подобная практика, когда закон принимается, а потом выясняется, что в нём множество подводных камней, не самая продуктивная, так как бьёт, в первую очередь, по населению. Поэтому нам нужно в ближайшее время проработать максимум вариантов, чтобы исправить ситуацию и снять социальную напряжённость.
Как отметил директор УЖКХ Александр Коновалов, федеральное законодательство разрешает создание на уровне субъекта не одного, а нескольких региональных операторов, если речь идёт о местностях с различными климатическими условиями – в Сыктывкаре и Усинске они, как известно, сильно отличаются. «Но наше предложение по региональному оператору, чтобы была возможность на месте следить за выбором подрядчиков и качеством их работы, контролировать аккумулирование и расходование средств расчётного счёта, в республике не поддержали», – заметил Александр Иванович.
В итоге было решено вернуться к данному вопросу и вновь обратиться в соответствующие организации республики с просьбой его рассмотреть.
Ещё одно предложение касалось информационного взаимодействия с муниципалитетами и прозрачности работы регионального оператора. На 2015 год в Усинске был запланирован капитальный ремонт по 13-и адресам. Однако фонд в одностороннем порядке изменил число домов, где будут вестись работы. Почему, на какой срок передвинули очередников, когда начнутся ремонты, ведь позади уже семь месяцев, а работы и не начинались? Суть предложения, которое будет направлено региональному оператору, в необходимости своевременно информировать муниципалитеты о любых изменениях в программе капремонта и сроках.
Отправить комментарий