«Подводные камни» прямого домоуправления

7 марта 2012 - 11:34

Меньше месяца назад в Усинске и жильцами, и коммунальщиками стала широко обсуждаться перспектива перехода на непосредственное управление многоквартирными домами (НУМД). Такая форма взаимодействия собственников жилья и ресурсопоставщиков была закреплена ещё в «старом» Жилищном кодексе РФ (от 2006 г.), однако особой популярностью у населения не пользовалась. Новая редакция ЖК РФ и поправки, принятые 4 июня 2011 года, сделали НУМД более привлекательным.

Согласно принятым поправкам, если жильцы на общем собрании собственников в качестве способа управления своим домом изберут НУМД, рассчитываться за потреблённые ресурсы и услуги будут напрямую с предприятиями тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, руководствуясь ранее заключёнными с ними договорами. То есть, из цепочки расчётов посредники – управляющие компании и всевозможные РЦ (подобные нашему УГИЦ) – исключаются. Соответственно, платежи могут снизиться ровно настолько, во сколько каждому из нас обходились услуги расчётного центра, включённые в тариф УК. Правда, они могут остаться и без изменений – «ресурсники» тоже производить расчёты, выписывать квитанции и т.д. вряд ли будут за «спасибо».

Общим собранием жильцов принимается решение о том, какая УК будет заниматься обслуживанием общего имущества дома, разумеется, если организация согласится. В том случае, когда по каким-то причинам деятельность УК будет признана неудовлетворительной, расторгнуть договор с ней можно будет в любой момент до истечения его первоначального срока действия (1 год). Кроме того, при НУМД автоматически запустится механизм «расщепления платежа» – управляющая компания будет получать деньги только за те работы, которые прописаны у неё в договоре с собственниками и действительно выполнены. Следовательно, «навариться» на жильцах недобросовестным коммунальщикам будет гораздо труднее, нежели прежде. Хорошо это? Безусловно.

Перспектива работать с населением напрямую пришлась по душе и поставщикам ресурсов. Так у них появится возможность более эффективно влиять на должников, увеличить собираемость платежей, не нужно будет бороться с управляющими компаниями за своевременность перечислений (а случаи, когда виновниками задержек становятся УК, не редкость)…

Не против НУМД и «управленцы» – за добросовестность и своевременность расчётов населения с поставщиками воды, газа, тепла и электричества они больше не в ответе, потому как расчёты ведутся напрямую. Соответственно, им теперь нет необходимости покрывать долги населения перед предприятиями ЖКХ из собственных доходов.

При этом ответственность перед собственниками за качество услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечению холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления несут и УК, и поставщики ресурсов – согласно полномочиям и в соответствии с заключёнными договорами и установленными Правительством РФ правилами и стандартами. Последние будут приняты в конце первого квартала текущего года.

Оценивая радужные перспективы, управляющие организации и предприятия ЖКХ активно принялись за дело, разработали проекты договоров, по которым намерены были начать работать с населением уже с 1-го марта этого года. В феврале эти документы были представлены на рассмотрение в УЖКХ и администрацию города. Стоит ли говорить, что в первую очередь «коммунальщики» позаботились каждый о своих интересах?

Ситуация несколько напоминает происходившую в Усинске на заре коммунальной реформы: первые УК составили такие договоры, что права были в основном у них, а вот обязанности – исключительно у населения. При этом ни о детализации видов работ, ни о тарифах на услуги в этих «филькиных грамотах» и речи не было. Да и подписание их было чистой формальностью – УК начинала работать по своим правилам, даже не имея на руках договоров, подписанных собственниками, то есть без их согласия. Проблемы возникли у УК и с «ресурсниками» – никак не удавалось договориться по сферам и мере ответственности. И, кстати, отголоски тех событий до сих пор дают о себе знать.

Как заметил директор УЖКХ А.И. Коновалов, договоры, представленные «управленцами» на этот раз, по некоторым моментам не просто нарушают интересы граждан, но и нормы законодательства. Проекты документов ресурсопоставщиков тоже далеки от идеала. Поэтому самой сложной задачей здесь является не только соблюсти букву закона, но и права трёх сторон, чтобы не допустить неразберихи и обострения ситуации. Помимо столкновения интересов и бумажных сложностей, самым большим препятствием для внедрения такой формы управления станет пассивность собственников.

С этим трудно не согласиться. Вспомните, сколько раз вы сами ходили на общие собрания? Часто ли наведываетесь в УГИЦ, чтобы разобраться со своими же платёжками? Если вдруг не стало воды, сразу же звоните в УК сами или ждёте, пока это сделают соседи?

Между тем НУМД предполагает активное и непосредственное участие в решении коммунальных проблем дома всех собственников. Для решения какой-нибудь пустяковой проблемы необходимо будет созывать общее собрание. Отключили свет? Недостаточно горячая вода? Еле тёплые батареи? Все вопросы – к поставщикам ресурсов и только напрямую. Звонки в УК по данным проблемам теперь будут, как говорится, не по адресу. Мало кто из нас способен разобраться в тарифообразовании, техрегламентах, нормативах, формулах, да ещё и уследить за их стремительными изменениями. Но тут, если хочешь, чтобы тебя не объегорили, придётся «шевелиться». К сожалению, столь активных усинцев, готовых по каждому поводу «обрывать телефон» и «искать правду», на весь город наберётся не так уж и много – большинство привыкло, что кто-то решит проблемы за них.

А первые результаты несогласованности, которой опасались, уже есть. На прошлой неделе фирма «Гелиос» отменила переход на непосредственное управление жилых домов, расположенных по адресам Комсомольская, 24 «а», Красноярский проезд, 18 «а», Приполярная, 6, 10 «а», 6 «а», Ленина, 11, 9/1, 7, 7 «а», в связи с отсутствием согласованного регламента взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями. А также с целью уточнения результатов голосования собственников жилых домов.

Хотя, собственно, что значит «отменила»? По закону не управляющей компании решать, какой способ управления должен быть в доме, а именно общему собранию собственников. Если УК намерена отказаться от обслуживания или не согласна с выбором жильцов – другой вопрос. Поэтому ключевой фразой в этом заявлении является всё-таки та, где речь идёт о пересчёте голосов владельцев жилья в многоквартирных домах. Как они решат – так и будет.

Поэтому пока говорить о повсеместном переходе усинского жилфонда на непосредственное управление рано. Слишком много в этом вопросе подводных, к тому же очень скользких, камней, скрытых под глазурью радужных перспектив.

Татьяна Чернобровкина, газета «Наш новый Север»

Отправить комментарий