Стимул к… экономии

26 марта 2013 - 18:35

О том, какой резонанс получило введение новых правил предоставления ЖКУ, повлёкшее резкий рост коммунальных платежей практически во всех регионах России, мы рассказали в номере за седьмое марта. Тогда же сообщалось, что глава государства дал поручение руководителям профильных министерств и ведомств разработать мероприятия, сдерживающие рост платежей.

Федеральной службой по тарифам по поручению Правительства РФ разработаны и направлены главам субъектов федерации методические рекомендации по приведению платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году к уровню не более 6 процентов в среднегодовом исчислении по сравнению с декабрём 2012 года.

В документе ФСТ оговаривается, что уровень декабрьских платежей за прошлый год определяется без учёта норм, установленных Постановлением Правительства РФ №354 и начавших применяться 1 сентября 2012 года.

Кроме того, 6-процентный рост платы за коммунальные услуги в среднегодовом исчислении означает, что при не увеличении платы в первом полугодии этого года максимальный рост в период с июля по декабрь 2013-го не может составить более 12 процентов. В тех муниципальных образованиях, где в структуре совокупного платежа преобладает плата за электро- и газоснабжение, прирост ограничивается 15-ю процентами.

Что будет с деньгами, которые люди переплатили? Как предписывается теми же методическими рекомендациями ФСТ, средства, уплаченные населением в период с 1 января 2013 года до даты установления ограничений на 2013 год, должны быть возвращены потребителю коммунальных услуг или удержаны в счёт оплаты ЖКУ в течение текущего года.

Каким образом предлагается сдержать рост платы за «коммуналку»? Здесь даётся несколько механизмов – на выбор регионов.

Одним из вариантов снижения платы может стать бюджетное субсидирование населения дополнительно к уже действующей системе адресной защиты населения.

Для этого на республиканском, областном или краевом уровне должны быть приняты соответствующие решения, определён порядок начисления субсидий, а в региональном бюджете изыскано необходимое количество средств.

Позволить себе это смогут далеко не все субъекты – профицитный бюджет, дающий возможность выделять дополнительные деньги на «непредвиденные нужды» причём не разово, а постоянно, да ещё и без ущерба для исполнения других бюджетных обязательств, имеют совсем немногие регионы.

Республика Коми, кстати, в их число тоже не входит – дефицит регионального бюджета на 2013 год составляет более 5,3 млрд рублей, покрытие которого предусматривается за счёт заёмных средств, а обслуживание кредитов – это тоже немалые деньги.

Поэтому более реальным механизмом снижения платы для населения может стать пересмотр утверждённых с 1 января 2013 года нормативов потребления коммунальных услуг и (или) изменение порядка начисления платы за отопление (не в течение отопительного сезона, а равными долями на протяжении всего года – как сейчас и делается в Коми).

Второй путь – пересмотр установленных тарифов с учётом норм действующего законодательства, в том числе – определяющих основания для досрочного изменения тарифов.

О принятых решениях – выбранных сдерживающих механизмах и мерах соцподдержки населения – руководство субъектов должно проинформировать ФСТ и Минрегионразвития РФ до 25 марта. При этом сведения об изменении платы граждан за коммунальные услуги в I и II полугодиях 2013 года в разрезе муниципальных образований необходимо в те же сроки направить в адрес федеральной службы по тарифам по системе ЕИАС ФСТ России.

Большое внимание, как предписывают федеральные органы власти и ФСТ, должно уделяться разъяснительной работе и жилищному контролю над организациями, оказывающими коммунальные услуги.

При этом ключевая роль отводится всевозможным формам повышения правовой грамотности населения в вопросах ЖКХ – до тех пор, пока жители будут занимать пассивную позицию сторонних наблюдателей и ограничиваться негодующими высказываниями на Интернет-форумах и сидя у себя на кухне, а вопросы управления жилыми домами бесконтрольно отдавать на откуп «коммунальщикам», ситуацию не сдвинуть.

С этой целью в регионах появились центры общественного контроля, которые действующим Жилищным кодексом РФ наделены полномочиями по защите прав жителей домов. Открываются курсы для граждан, на которых люди учатся разбираться в тонкостях формирования платы за ЖКУ, узнают о своих правах и способах взаимодействия с организациями по защите интересов потребителей, у которых, кстати, есть права не только контролировать управляющие компании, но и подавать иски в суд от лица жильцов.

Определённая работа в данных направлениях ведётся на уровне Республики Коми и в Усинске.

На недавнем координационном совещании по обеспечению правопорядка глава региона Вячеслав Гайзер заявил:

– Контроль за оказанием ЖКУ должен быть системным и постоянным. Люди не должны платить необоснованные суммы. В связи с этим ещё раз ставлю задачу перед профильными ведомствами – Министерством строительства, архитектуры и коммунального хозяйства, Жилищной инспекцией, Службой по тарифам – провести новый этап разъяснительной работы с УК и обратить их внимание на то, что попытки «зарываться» ни к чему хорошему не приведут. Обслуживающие организации должны чётко понимать, что необоснованно высокие счета, которые сегодня стали получать граждане, в любом случае станут предметом проверок надзорных органов. И если будут выявлены факты неправомерного завышения, коммунальщики будут призваны к административной, а если потребуется, то и к уголовной ответственности.

Сейчас в республике рабочей группой, в состав которой вошли представители Минархстроя региона, прокуратуры, Госжилинспекции, Роспотребнадзора, МВД по РК, Минфина и Службы по тарифам, проводится мониторинг соблюдения управляющими и ресурсоснабжающими организациями региона порядка начисления платы за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги.

Первыми будут проверены управляющие компании Сыктывкара, далее та же участь ждёт и обслуживающие организации других муниципалитетов. Каждым подозрительным фактом, выявленным в ходе мониторинга, займутся правоохранительные органы. Поводом для привлечения к ответственности могут стать как неоказанные или оказанные в неполном объёме ЖКУ, включённые в «платёжки», перекладывание потерь управляющих компаний на плечи жильцов, так и необоснованно завышенные тарифы и платежи.

– Наши управляющие компании сегодня не слишком добросовестно относятся к своим обязанностям, – констатировал, поясняя задачи рабочей группы её председатель – министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Олег Казарцев. – Это показывает поступающее количество жалоб от населения, которые, кстати, на 90 процентов обоснованны. Управляющим компаниям давно уже надо понять, что они не просто созданы для жителей, а жители их нанимают на определённый объём конкретных работ. И если они этого не поймут, ситуация для УК будет меняться в очень нехорошую сторону. Как сказал Глава РК – либо управляющие компании начинают работать на жителей, либо они вообще перестают работать.

Сегодня Минархстроем запущен очень полезный проект, который решает, в том числе, и вопросы просвещения населения. Ежемесячно специалистами проводятся консультации для членов советов многоквартирных домов и правлений ТСЖ, где разъясняются все те вопросы, которые чаще всего возникают у жителей домов, особенно в связи с применением новых правил предоставления коммунальных услуг.

Консультации проходят каждую вторую среду месяца в республиканском учебном центре Минархстроя с 10:00 до 12:00 по адресу: Сыктывкар, ул. Юхнина, д. 22.

Что касается Усинска, то у нас не так давно заработал Общественный cовет по реализации жилищного законодательства. На недавнем его заседании было рассмотрено предложение о внесении изменений в федеральное законодательство (Постановление Правительства РФ №354), которое направлено в Союз малых городов Российской Федерации и Госсовет РК.

Суть предложения в том, чтобы перенести затраты на общедомовые нужды (ОДН) с населения на обслуживающие компании. Практика показывает, что объёмы общедомовых затрат по холодной и горячей воде, помимо расхода на уборку помещений, включает и потери воды внутри дома, и воду, идущую на промывку сетей, и слив воды во время ремонтов, и утечки на трубопроводах из-за неудовлетворительного состояния сетей, сантехнического и теплового оборудования. А оплачивать всё это приходится жильцам.

В связи с этим и предлагается размер общедомовых затрат в многоквартирном жилом доме, оборудованном коллективным прибором учёта, принимать не более нормативного размера общедомовых затрат, а разницу между фактическим расходом и нормативным предъявлять организациям, обслуживающим общее имущество многоквартирного жилого дома.

Если эта инициатива будет поддержана другими городами России, депутатами Госсовета РК, а затем и законодателями федерального уровня, у жильцов будет снята часть «головной боли» из-за ОДН, а у обслуживающих организаций появится экономический (самый существенный) стимул более серьёзно работать с населением по установке счётчиков, заниматься обслуживанием жилфонда и ремонтом коммуникаций для исключения потерь воды, то есть собственных денег, а не рапортовать о проделанном на бумаге.

Кстати, ответственность управляющих компаний за некачественно или несвоевременно оказанные услуги, а также за неправомерное завышение тарифов планируется ужесточить и ввести своего рода госрегулирование, подобное действующему в банковском секторе. Более того, появится возможность руководителей управляющих компаний, однажды уже призванных к ответственности за злоупотребления, лишать возможности заниматься аналогичной деятельностью.

Всё это предусматривается новым федеральным законом, устанавливающим требования к предоставлению услуг ЖКХ. Документ, который должен будет обеспечить прозрачность отрасли, в первом чтении Госдумой РФ уже принят, а вступить в силу должен с 1 января 2014 года.

Татьяна Мацакова, «Наш новый Север»

0

"Короче, ждите скоро ченить придумаем, а пока платите как есть". Говорится в этой статье.

0

скоро чёнить придумаем, как бы вас ободрать еще больше...

0

Я лично ничего не понял. То есть есть факт грабежа жителей, но "ничего пока сделать не можем. Но обязательно сделаем, может быть завтра с утра сразу и займемся..."
Нужны реальные тарифы и платить только за то, что употребил. Как то так.

0

Очень не помешало бы обнародование тарифов из чего складывается коммуналка и не те что в счетах а реальные суммы из чего складывается тот или иной тариф а так же куда уходят деньги при полном отсутствии капитальных ремонтов и т.д. давно пора комуналкой заниматься не бюрократам за откаты а прокуратуре.

0

Практика показывает, что объёмы общедомовых затрат по холодной и горячей воде, помимо расхода на уборку помещений, включает и потери воды внутри дома, и воду, идущую на промывку сетей, и слив воды во время ремонтов, и утечки на трубопроводах из-за неудовлетворительного состояния сетей, сантехнического и теплового оборудования. А оплачивать всё это приходится жильцам.В связи с этим и предлагается размер общедомовых затрат в многоквартирном жилом доме, оборудованном коллективным прибором учёта, принимать не более нормативного размера общедомовых затрат, а разницу между фактическим расходом и нормативным предъявлять организациям, обслуживающим общее имущество многоквартирного жилого дома.
Неужели??? Надежда умирает последней, может быть действительно найдутся здравомыслящие люди во власти и сделают по-людски... Только вот доверия нет и сразу же думаешь, что если и сделают так, то поднимут цены на что-то другое...

1

не надейтесь, это очередной бумагомаразм. Пошумят и забудут. Будем платить за все и даже больше. Платим же за электроэнергию за общедомовые нужды, даже если отсутствуем в квартире, ну там по причине отпуска, болезни и мало ли еще по какой. Сталкивался, знаю. Отсутствовали 3 месяца, по индивидуальным показателям - потребление 0, зато за общедомовые нужды - 950 рублей за 3 месяца!!! (Квартира 3-хкомнатная, а плату взимают по площади квартиры, что очередной маразм руководителей страны) Вопрос ставили в отдел ЖКХ министерства республики, ответили - платите! Вы же пользовались этими услугами, т.е. освещение подъезда, лифт и прочее. На вопрос, как могли пользоваться, если нас и в городе не было, ответили звоните президенту страны и бросили трубку. И вот после этого разве можно верить во что то хорошее???? Они с нас драли 3 шкуры, драть будут еще больше!

0

По общедомовому счетчику драли с меня больше, чем по индивидуальному. Написала в роспотребнадзор жалобу, те переслали в Управление ЖКХ, те, якобы , проверили и написали мне, что нарушений нет, всё по правилам, но чудесным образом общедомовые показания вдруг сократились примерно в 6 раз. Так кто кого проверяет, надзирает и фискалит? Не будет такого надзора, как над банками... Для этого внутри структуры порядок и регламент нужен, а тут полный хаос и каждый торопится отщипнуть себе кусок.

Отправить комментарий