Лицензия на капремонт. Для работы в коммунальном секторе придется сдавать экзамен

25 февраля 2014 - 18:41

Коммунальный сектор и та скорость, с которой в нём происходят перемены, напоминает детскую игрушку калейдоскоп. Форма постоянная, но вот стоит «подзорную трубу» повернуть или как следует встряхнуть, как картинка меняется.

Вот и в этом году нас ждёт ряд перемен. В другом виде, в другое время все они уже когда-то были, потом утратили актуальность и вот, как часто бывает, «изобрели» вроде нечто новое, а оно, как водится, – хорошо забытое старое.

В нашей газете уже сообщалось, что в конце прошлого года принят закон об ограничении коммунальных платежей. По нему будут устанавливаться предельные индексы удорожания стоимости тепла, воды, электричества, газа и водоотведения. Причём на три года вперёд и с учётом инфляции. До 1 мая текущего года Министерство регионального развития и Федеральная служба по тарифам предложат новые индексы на срок до 2016 года. А платить по ним придётся уже через пять месяцев – с 1 июля. Повышающие коэффициенты установят меньше уровня прошлогодней инфляции, так что скачкообразного роста платежей из-за этого новшества не будет, тарифы увеличатся примерно на 4,5 процента.

Ещё одно нововведение – в квитанциях появится новая строка «капитальный ремонт». Плата «авансом» за будущую перестройку крыши, замену лифта и другие серьёзные работы на общедомовом имуществе становится обязательной. До сих пор такие расходы несли жители лишь нескольких регионов, в частности, Татарстана, да жители кооперативных домов. Теперь платить придётся повсеместно, как скоро – зависит от расторопности региональной власти.

В Республике Коми, например, взносы на капремонт мы начнём платить с октября 2014-го, а до 1 августа собственники жилья должны будут определиться, куда вкладывать эти деньги. Дело в том, что закон предусматривает два варианта участия в формировании общей копилки на капремонт.

По первому ежемесячные платежи поступают в общий региональный фонд, где аккумулируются, а затем по утверждённой в регионе программе расходуются на конкретные дома. Используется принцип хорошо знакомой «кассы взаимопомощи» – сбрасываются все, а деньги получают по очереди. Понятно, что первым в неё включат жильё, которое находится в самом плачевном состоянии, так как до него не дошёл черёд, когда ещё капремонты делались на основе софинансирования из средств Фонда реформирования ЖКХ.

Поэтому жителям новостроек и домов в более-менее сносном состоянии выгоднее будет второй вариант аккумулирования средств – когда собственники дома открывают банковский спецсчёт и переводят платежи на него. Как только средств соберётся достаточно, можно будет приступить к ремонтным работам. Кроме того, в перспективе это позволит получить в банке недостающую сумму в кредит. То есть сначала жильцы смогут дом отремонтировать, снизить, к примеру, энергопотери по теплу и электричеству и тем самым уменьшить платежи за ЖКУ, а сэкономленные деньги направить на погашение кредита. Такие схемы работают в ряде европейских и прибалтийских государств.

Платёж на капремонт утверждается опять же на региональном уровне. В Республике Коми размеры минимального взноса на капремонт общего имущества в многоквартирных домах уже установлены. Они, кстати, самые низкие по России. Если в Архангельске, Нарьян-Маре и Кирове это более 6 рублей за квадратный метр, то в нашей республике самый большой взнос должны будут уплатить жители Усть-Цильмы и Усинска – 2,52 и 2,6 рубля соответственно, дешевле всего капремонт обойдётся сыктывкарцам и жителям Сыктывдинского района – всего 2,1 рубля.

По оценкам экспертов в нашей республике износ 12-и тысяч домов составляет 30-70 процентов, ещё более тысячи домов продолжают эксплуатироваться с износом свыше 70 процентов и понятно, что символическая сумма в 100-150 рублей проблемы не решит. Это ж сколько лет понадобится, чтобы накопить необходимую сумму на ремонт подвалов, кровли, сантехнических коммуникаций, если рассчитывать только на эти мизерные взносы?! Но и повышать их до так называемых «обоснованных» размеров – не вариант.

Поэтому до тех пор, пока механизм формирования фондов капитального ремонта за счёт платежей собственников не отработают до мелочей, в Коми будут действовать минимальные ставки взносов, при этом основные затраты, связанные с ремонтом многоквартирных домов, на себя берёт республиканский бюджет. С этой целью в регионе продолжит работу соответствующая целевая программа, на финансирование которой в 2014-2016 годах заложено более 235 миллионов рублей. Эти средства будут перераспределяться и направляться в бюджеты муниципальных образований в виде субсидий. Соответственно, в ближайшее время какого-то серьёзного роста платежей, связанного с капитальными ремонтами общего имущества многоквартирных домов, ждать не следует.

Третья инициатива, которая пока только обсуждается, но имеет все шансы на внедрение, касается лицензирования управляющих компаний, ТСЖ (только тех, что включают несколько домов) и жилищных кооперативов. Причём в законопроекте, представленном в Госдуму РФ, говорится, что получить документ, разрешающий осуществлять лицензируемую деятельность, руководители УК, ТСЖ и ЖК должны будут до 1 июля 2015 года. И для этого им придётся очень постараться. Сначала претенденты должны сдать экзамены и получить квалификационный аттестат. Его будет выдавать специальная комиссия, состав которой утверждает глава региона. Получить лицензию не смогут те, у кого не погашена судимость, кто больше трёх раз за год не исполнил предписание органов жилищного надзора или ранее был отстранён от должности руководителя управляющей организации.

Методики, по которым будут приниматься эти экзамены, уже разрабатываются, как и механизмы контроля их проведения. Одна загвоздка: в нашей стране ни один вуз не готовит специалистов по управлению многоквартирными домами, система подготовки таких кадров практически отсутствует. Так что проведение сертификационного экзамена должно быть тщательно проработано.

Полученные лицензии будут действительны только на территории того региона, где были выданы. К ним должен прилагаться список домов, в которых работает управляющая компания. Если о жильцах какого-то дома она «заботится» плохо и тому есть подтверждения в виде предписаний и штрафов, выписанных жилнадзором или другими ведомствами, адрес удалят из этого списка. А когда «вычеркнутых» строений окажется больше 15 процентов, у организации отберут лицензию. Самого же руководителя внесут в федеральный реестр лиц, которым в течение трёх лет запрещено заниматься работой в секторе коммунального хозяйства.

Правда, даже в случае отзыва лицензии УК обязана будет продолжать работать на вверенном ей ранее жилфонде до того момента, пока не найдётся новая обслуживающая организация. Вот только все коммунальные платежи за этот период пойдут напрямую ресурсоснабжающим компаниям.

Кроме того, законопроект вносит изменения в КоАП, согласно которым ужесточается административная ответственность за нарушения в сфере оказания ЖКУ. К примеру, максимальный штраф в размере 500 тысяч рублей назначат за управление многоквартирными домами без лицензии и за предпринимательскую деятельность с нарушением её условий. Это поможет избежать ситуаций, когда компания, узнав об аннулировании разрешения, начинает «выводить» деньги и бросает дом на произвол судьбы. Более того, штраф должен будет заплатить лично руководитель компании – как должностное лицо.

Эксперты признаются, что лицензирование по сути – самый разумный и действенный механизм для наведения порядка в управлении жильём, который уберёт с рынка недобросовестных участников и повысит конкуренцию среди ответственных УК. Однако подойти к процедуре лицензирования и квалификационного экзамена нужно максимально ответственно.

Ирина Токарева, «Наш новый Север»

0

Опять куча изменений как будто лучше для нас жильцов, а получится наоборот. Уже нарушение, здесь написано, что повышение тарифов ожидается с 1 июля, а некоторые с 1 октября, а нам уже повысили с 1 января на отопление, горячую воду и содержание и текущий ремонт.

0

Все нововведения федеральных властей, как бы во благо,оборачиваются дополнительными расходами для жителей. Опять за наш счет будет проводиться лицензирование. Вместо того что- бы принять грамотные и понятные законы для любого человека, занимаются крючкотворством. Новый передел в системе ЖКХ. Да прав классик: две беды в России - дураки и дороги.

0

Вы не правы,если бы были дураки так умно бы нас не облапошивали.

0

будут меняться руководители и управляющие все видов хозяйствований со скоростью вращения колейдоскопа, и денюжки наши с такой же скоростью будут исчезать в неизвестных нам недрах.И не будет ни конца, ни начала. Кто-то будет опять обогощаться за счет простых граждан... Все изощрённее становится форма грабежа населения...

Отправить комментарий