Как адаптироваться на новом месте? Не бойтесь потерять работу, и вы ее никогда не потеряете

23 ноября 2009 - 19:02

Первый день на новом рабочем месте… Каждому известно это тревожное чувство неопределенности. Что делать? То ли пытаться всем угодить, то ли разогнаться и идти по головам? Чувство дискомфорта возникает от того, что вас никто здесь не ждет. Ведь не многие предприятия имеют отделы персонала, которые занимаются адаптацией новых сотрудников – встречают их, знакомят с правилами и морально поддерживают на первых порах. Как лучше адаптироваться на новом месте работы, советует психолог Управления РК по занятости населения Татьяна Митрохина.

На практике, к сожалению, любой коллектив поначалу отторгает новичка. Независимо от образования и воспитания каждый сотрудник противопоставляет себя новоиспеченному коллеге. Вспомните, как часто достается новеньким, пришедшим в класс посреди учебного года. Это все та же реакция отторжения. Если вы приходите в молодую фирму, к вам привыкнут быстрее. Если в старый, со сложившимися традициями коллектив – вживаться придется дольше. Наберитесь терпения и не спешите с оценками ваших новых сотрудников. Это как раз тот случай, когда первое впечатление обманчиво.

Положение новичка усугубляется тем, что, как правило, на работу принимают с трехмесячным испытательным сроком. Как выдержать эти испытания с достоинством? Для начала разберитесь с приоритетами. Вы здесь не для того, чтобы удержаться в должности, а чтобы реализовать свое умение. Должности приходят и уходят, а навыки и опыт остаются. Не бойтесь потерять работу, и вы ее никогда не потеряете. Но не стоит думать, что все решает квалификация. Даже проявив себя сверхценным специалистом, вы рискуете не пройти испытание. Надо уметь работать в команде: вовремя подставлять плечо и не слишком выпячивать грудь.

В психологической практике много случаев, когда человек в первые же месяцы проявлял себя как высококлассный специалист, и никто не сомневался в его компетентности. Но когда приходило время решать, оставить человека на должности или нет, коллектив или совет руководства большинством голосов высказывался против. Причина лежит на поверхности: человек не наладил партнерских отношений с коллективом, ориентируясь только на начальника. Поэтому сотрудники, боясь потерять свою долю влияния на шефа, не пожелали работать рядом с очень активным сотрудником. Чтобы зарекомендовать себя с лучшей стороны, новичок нередко пытается прыгнуть выше головы и взвалить на себя как можно больше дел, иногда таких, которые исполняли его коллеги. Это вернейший способ нажить себе врагов. Во-первых, в лице коллег, у которых вы украли хлеб. Во-вторых, в лице шефа: вы сделали работу по-своему, но еще не факт, что шеф одобрит вашу инициативу. В общем, на первых порах нужно четко определить для себя область своей компетенции и за ее пределы не выходить. Тем более не пытаться давать навязчивые советы начальнику.

Если в вас есть дух реформаторства, таите его от окружающих, по крайней мере, до окончания испытательного срока. Пусть коллеги хотя бы немного к вам попривыкнут. Не ждите, что ваши новые сотрудники сломя голову кинутся вам помогать. Психологи рекомендуют: предлагать нововведения нужно осторожно, критиковать – тоже. Вообще, главный принцип новичка: меньше говорить, больше слушать и присматриваться. В любом коллективе непременно есть негласный информатор. Если вы составите ему компанию во время обеда, он наверняка выболтает вам множество всевозможных секретов о том, кто с кем дружит и у кого с кем трения, каков рабочий график шефа и т.д. Но не торопитесь в ответ раскрывать перед этим добрым человеком собственную душу. Как знать, может, в коллективе он является аутсайдером – как правило, именно неудачники вешаются на шею новичкам – и слишком дружеские отношения с ним могут вскоре стать для вас обременительными.

Управление РК по занятости населения.

Система Orphus