Полномочия работодателей в решении вопросов оплаты больничных листов стали центральной темой выступлений специалистов регионального отделения Фонда соцстраха РФ по Коми на семинаре бухгалтеров, который прошел на днях в Сыктывкаре. В мероприятии приняло участие более 70 представителей учреждений и предприятий не только столицы, но и сельских районов республики.
Как отметил начальник профильного отдела регионального отделения ФСС Артур Ермаков, накопилось немало фактов, когда предприятия выступают в роли экспертов, выявляя ошибки в оформлении больничных нового образца и принимая решение об их переоформлении. При этом все хлопоты по переоформлению ложатся на плечи работников. Предварительный анализ таких ситуаций показал их типичную необоснованность. Для полной ясности в этом вопросе Минздравсоцразвития РФ готовит соответствующие разъяснения. А пока в случае сомнений правильнее консультироваться в Фонде соцстраха.
И уж совсем недопустимы решения работодателей об изменении порядка расчета пособий или задержке их выплат на неопределенный срок из-за ошибок в больничных.
– Законность таких решений признается в единичных случаях, например, при наличии отметки о нарушении режима, – подчеркнул А.Ермаков.– Основная же масса ошибок носит технический характер, что будет устранено после перехода ЛПУ на компьютерное заполнение больничных. Соответствующий программный продукт уже разработан специалистами фонда и предложен ЛПУ на бесплатной основе.
Что касается наиболее типичных ошибок, то одна из них – неправильное название предприятий, которое заполняется чаще всего со слов больного. А поскольку длинные названия не вмещаются в ячейки, правилами предусмотрено применение утвержденных аббревиатур. Но, как показывает практика, далеко не все работники владеют такой информацией. Для решения этой проблемы следует ознакомить своих работников со всеми вариантами официальных названий предприятия.
ЕЩЕ об одной проблеме, связанной с начислением пособий по временной нетрудоспособности, рассказала начальник отдела администрирования страховых взносов Елена Лейтнер. Поскольку расчет пособия делается за два года, предшествовавших страховому случаю, бухгалтеры нередко обращаются в фонд за справкой о перечисленных взносах с предыдущего места работы застрахованного лица. Между тем ФСС не ведет персонифицированный учет, т.к. предприятия не представляют в фонд такую информацию, а пособия в случаях, когда в расчетный период входит работа в другой организации, следует начислять на общих основаниях и без задержек со ссылкой на отсутствие справки из ФСС.
Есть и такая категория работодателей, которые задержку выплат пособий объясняют несвое-временным получением из ФСС возмещения за фактические расходы. Между тем возмещение производится на основании заявления и данных отчета формы 4-ФСС РФ, который сдается в фонд ежеквартально нарастающим итогом. Если отчет сдан позже установленного срока, то задерживается и расчет суммы возмещения. Поэтому Елена Михайловна напомнила участникам семинара о необходимости свое-временной сдачи отчетов.
Причем для организаций с численностью персонала свыше пятидесяти человек это должны быть электронные отчеты с электронно-цифровой подписью. Заполнять их надо внимательно с указанием регистрационного номера и кода подчиненности, т.к. отсутствие этих позиций не пропускает отчет на этапе формато-логического контроля.
– Сейчас началась отчетная кампания за третий квартал, и фонд основательно к ней подготовился: усилена мощность сервера, что сократит электронные очереди, улучшено качество контроля с указанием допущенных в отчетах ошибок, – отметила Е.Лейтнер. – Так что у бухгалтеров остается все меньше оснований для задержки отчетов. Тем более что в скором времени в дополнение к санкциям за нарушение сроков отчетности в законе будут предусмотрены штрафы за непредставление отчетов в электронной форме.