Основные ошибки соискателей

6 мая 2013 - 19:23

Каждому человеку, хотя бы раз самостоятельно искавшему работу, знакома ситуация: море собеседований каждый день, бесконечный мониторинг работных сайтов, звонки по объявлениям и ожидание заветного "да" от потенциального работодателя.

Бывает и так, что решение вопроса о трудоустройстве откладывается на неопределенный срок, коронное"мы вам позвоним", нарастающая паника из-за неопределенности... Ничего хорошего, не правда ли? Реальность такова, что в стремлении быстро найти приемлемый вариант соискатель часто совершает досадные промахи, которые портят впечатление о нем как ценном специалисте. Попробуем провести работу над ошибками, вместе выработаем верную стратегию поиска, а также предложим рекомендации, которые существенно повысят шансы на успех.

Неверная организация процесса поиска

Итак, одной из самых распространенных ошибок является неверная организация процесса поиска нового работодателя. Конечно, потеря работы – это стресс, вне зависимости от причин, а если при этом безработное положение отягощено кредитной историей или жизненными обстоятельствами, требующими денежных расходов, кандидаты часто впадают в панику. Главное – максимально успокоиться и подойти к поиску «своего» работодателя рационально, четко и структурировано.

Массовая рассылка резюме

Еще одной часто встречающейся оплошностью является массовая рассылка резюме на все вакансии. Типичное следствие – посещение собеседований на заведомо неподходящие позиции и потеря драгоценного времени. Кандидата, скорее всего, ожидает плотная череда интервью – по 4-5 в день в разных концах города, что в свою очередь влечет и опоздания, и неявки на встречи. Остается только посочувствовать таким соискателям – в итоге выбившимся из сил и воспринимающим в штыки некоторые вопросы HR-менеджеров. Рабочий день сотрудника кадровой службы формируется заранее, часто представляя собой очень насыщенный график встреч с интервалом в 5 минут, чтобы распечатать очередное резюме и анкету. То есть опоздание даже на 10 минут вносит неразбериху в рабочий процесс, от которой страдают и рекрутеры, и сами соискатели, ожидающие переговоров в приемной.

Справедливой в данном случае будет позиция «лучше меньше, да лучше». Если вы направляете резюме на вакансию или получаете приглашение на собеседование, внимательно изучите описание позиции, постарайтесь собрать как можно больше информации о компании и ее месте на рынке – это позволит сэкономить время и силы, а также даст основание думать, что к работе вы относитесь серьезно и ответственно. В личной практике автора статьи были случаи, когда кандидаты после детального обсуждения вакансии с менеджером по персоналу шли на собеседование с руководителем и делали вид, что о позиции не знают ничего, видимо, в надежде, что будущий начальник расскажет что-то новое. Общий итог – испорченное впечатление и отказ. Если сотрудник кадровой службы может закрыть глаза на незнание информации о вакансии, то руководители подобных промахов кандидатам, как правило, не прощают.

Внешний вид

Как бы это ни банально звучало, но до сих пор верно – у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Удручают как полное небрежение к своему внешнему виду, так и откровенные «переборы» в создании образа. Один из клиентов (генеральный директор обувной компании) делился соображениями об идеальном главном бухгалтере, которого он хотел бы видеть в рядах своих сотрудников: «Кроме высокого профессионализма и знания налогового законодательства, хотелось бы, чтобы дама хорошо выглядела. Все же должность топовая. Если человек выглядит дешево и неопрятно, я подсознательно не верю ему. Неужели при зарплатных ожиданиях в 100 000 рублей жалко потратить 3000 на маникюр и привести в порядок руки?».

Бывают и обратные ситуации. Сейчас очень модно корректировать внешность с помощью гиалуроновой кислоты, что идет далеко не всем. Год назад кадровое агентство подбирало личного помощника для одного из руководителей крупного российского банка. На собеседование пришла очень хорошая, профессиональная девушка, прекрасно одетая и с хорошими манерами. Единственный ее недостаток – накачанные, непропорциональные губы, выглядящие просто вульгарно. Консультант засомневался, направлять ее резюме заказчику или нет; в конечном итоге был сделан звонок клиенту с описанием внешности кандидатки во всех подробностях. «Да, присылайте, стремление к совершенству нас скорее радует» – девушка поехала на встречу и получила отказ с комментарием «Это кошмар!» от сотрудника кадровой службы. Современная индустрия красоты дает много возможностей для самосовершенствования, но, уважаемые кандидаты, пожалуйста, прежде чем решаться на радикальные преобразования, подумайте, не пойдут ли они во вред вашей карьере. Искусственная красота нравится не всем, особенно в консервативных деловых кругах.

«Я крут?»

Вызывает недоверие и недоумение позиция всезнайки, манера держаться в духе «я крут». Как правило, это соискатели с большим руководящим опытом работы, оставшиеся по разным причинам не у дел. Такие зачастую ведут себя неучтиво по отношению к HR-менеджеру, ссылаясь на то, что тонкости такой сложной работы, которую выполняют сотрудники высокого уровня, поймет только непосредственный руководитель. Часто они преувеличивают свои заслуги перед бывшим работодателем, а типичной причиной увольнения для них является «отсутствие карьерных перспектив». В проектах подобные люди якобы незаменимы, так как оптимизировали и автоматизировали все – от закупок бумаги в офис до налогообложения. Опытный специалист кадровой службы все равно сможет отличить преувеличения от правды двумя-тремя «точечными» вопросами.

Однажды на переговоры по вакансии напросился «лучший производственник по пластику в Москве». В ходе собеседования было выяснено, что в его «заслугах» было несколько аварий на производстве и конфликты с собственниками. При этом кандидат наотрез отказался назвать последнее места работы. Видимо, были причины. Вот еще один забавный пример. Иногда заказчики, сомневаясь в подобранной кандидатуре, приглашают сотрудников агентства на итоговые переговоры как третью, экспертную сторону. Таким образом удалось познакомиться с кандидаткой на должность директора по персоналу и весьма высокими зарплатными ожиданиями. Ее резюме представляло собой пятистраничное эссе, пестревшее «оптимизациями» и «оперативным руководством» всего на свете. При этом от реального функционала HR-директора дама была весьма далека и числилась в финансовом отделе. В ходе беседы было выяснено, что руководила она в одном лице, в подчинение ей так никого и не дали, а весь спектр обязанностей сводился к написанию неработающих должностных инструкций.

Хочется пожелать соискателям одного – помнить, что все тайное становится явным. Реальные бизнес-задачи и конкретная работа все равно покажут истинную ценность новичка на испытательном сроке. Не надо врать! Гораздо лучше занять в переговорах партнерскую позицию, вести диалог «на равных», заранее подготовить рассказ-презентацию о себе: с одной стороны, правдивый и содержащий конкретику, цифры, факты, а с другой – корректный и лояльный по отношению к предыдущим работодателям.

Меньше обид и негативных эмоций!

Менеджер по персоналу и консультант кадрового агентства не являются психоаналитиками. Увы, мало найдется сотрудников, которые ни разу не сталкивались с нечестностью работодателя и несправедливостью при увольнении. Однако на первой встрече HR-менеджеры часто слышат столько негатива в адрес конкретных компаний, столько закрытой информации и внутрифирменных тайн, что становится не по себе. Конечно, соискателей жалко, но такое поведение не укладывается в рамки делового этикета, поэтому тщательно продумывайте информацию, которую собираетесь сообщить на собеседовании. Она должна содержать конкретику и факты, а не эмоции.

Споры о заработной плате

Кто из нас не мечтает о хорошей работе и высокой зарплате? Естественно, чем она выше, тем лучше, вне зависимости от опыта и умений конкретного кандидата. Две дамы – главный бухгалтер и ее заместитель, молодая девушка, – проходили собеседование одновременно. Антураж – дорогие норковые шубы и ожидания по зарплате в 200 000 рублей (речь идет о конце 2010 года). «А что такое "ведение нескольких юридических лиц"? УСНО – нет, не знаем. И учтите, мы будем работать только вместе и только в иностранной компании. МСФО – только собираемся учиться, английского нет!». Другой кандидат, финансист с весьма «средненьким» опытом, в сопроводительном письме указал «ищу хорошую работу с необременительными обязанностями за 180 000 рублей», при том что средняя стоимость таких специалистов по рынку на весну 2009 года была 100 000 рублей. Остается только догадываться, сколько времени им всем понадобилось для трудоустройства. Многие компании готовы платить гораздо больше и предоставлять дополнительные бонусы и льготы (в том числе для членов семей), но только в обмен на ценные профессиональные навыки и опыт работы. Конечно же, адекватная оценка своих способностей существенно увеличит шансы на успешное трудоустройство.

Ответственность за выбор

Многим работодателям знакома и такая ситуация: найден прекрасный кандидат, достигнута договоренность о выходе на работу, для него готовят рабочее место... Однако в назначенный день новый сотрудник не выходит, на звонки не отвечает и в лучшем случае присылает письмо с невнятными объяснениями. Другой вариант – при многоступенчатом отборе наиболее понравившийся кандидат «исчезает». За таким странным поведением может стоять все что угодно – и безответственность, и выход на работу в другую компанию, и даже желание потешить самолюбие. Лично встречала похожую ситуацию, когда кандидат выходит на работу, а через три дня обновляет резюме на работном сайте. На вопрос, все ли его устраивает и в чем причина нового поиска, былполучен ответ: «А вдруг кто предложит миллион?».

Может быть, стоит более ответственно подходить к поиску работы? Если по каким-то причинам предложение оказалось неактуальным или появились более интересные варианты, лучше позвонить в компанию и предупредить об изменении решения. Стесняться и прятаться – не самая лучшая стратегия.

Пунктуальность

Будьте пунктуальны или хотя бы предупреждайте об изменении своих планов. Лучше ограничиться одним собеседованием в день и провести его на высоком уровне. Бывает и такая ситуация – работающему кандидату трудно выделить время для встречи с HR-менеджером. И если сотрудник кадрового агентства или менеджер по персоналу иногда соглашается на встречу вне рабочего времени, то с дальнейшими этапами переговоров начинаются трудности – руководители подразделений люди занятые и подстраиваться под каждого кандидата не будут. Да и диктовать свои условия в данной ситуации не очень корректно. Вывод: если вы все-таки решили менять работу, с уважением относитесь к рабочему времени интервьюеров – возможно, кто-то из них станет вашим шефом или коллегой.

Этикет

Отключайте звонок у мобильных телефонов. Это позволит вам ответить на все пропущенные звонки и не отвлечет от предмета разговора с сотрудником кадровой службы. Еще более будьте внимательны, направляясь на встречу с линейным руководителем, принимающим решение по вакансии, – они более щепетильны в вопросах политеса.

Будьте настойчивы, но не назойливы. Если по каким-то причинам не подходите на вакансию и вас не приглашают, не надо обрывать телефон компании пустыми звонками и агрессивно рекламировать себя. Скорее всего этот поступок оценят негативно.

Тестирование

В последнее время при приеме на работу требуется выполнить техническое или творческое задание (для дизайнеров, например) – это очень хороший способ проверить специалиста в деле. Однако по разным причинам соискатели отказываются выполнять такую работу. Действительно, порой объем и специфика технических заданий таковы, что это больше напоминает проект для бесплатного фрилансера. Дилемма! Чтобы не упустить действительно хорошее предложение, не нужно быть столь категоричным – можно хотя бы ознакомиться с заданием и понять, стоит приступать к нему или нет.

Условия и обратная связь

Смущают кандидаты, которым «все равно, где работать, – лишь бы деньги платили». Зачастую это лукавство, которое в большинстве случаев оборачивается неудачным трудоустройством. В спокойной обстановке подумайте, что для вас действительно важно, а что совсем неприемлемо. Не всем нравится петь по утрам корпоративные гимны, как и расположение офиса в промзоне в двух часах езды за МКАДом – это не те факторы, на которые можно закрыть глаза. Проанализируйте предыдущие рабочие места – что действительно «держало» вас там? На основании выводов составьте список важных для вас вопросов по функционалу и условиям, которые можно задать HR-менеджеру по телефону (что сбережет время) или при личной встрече.

Соблюдайте договоренность о дальнейших действиях. Сообщите, в течение какого времени вы планируете решить вопрос о трудоустройстве. Уточните у HR-менеджера, как долго ожидать решение по вашей кандидатуре. Установите партнерский диалог с сотрудником кадровой службы и попросите дать вам обратную связь по итогам собеседования. Любые советы и замечания пойдут на пользу и помогут провести дальнейшие переговоры с работодателем с лучшими результатами.

Система Orphus