Прописка по интернету. В процедуре регистрации граждан появились новшества

9 декабря 2010 - 19:37

С 25 ноября 2010 года значительно упростилась процедура регистрации по месту пребывания. Теперь временно зарегистрироваться можно по почте или через интернет.

Есть в этом несомненный плюс – гражданину можно не тратить время на хождение по инстанциям и стояние в очередях. Но имеется и один спорный момент: в случае если гражданин захочет зарегистрироваться через интернет, согласия собственника жилого помещения не требуется.

Как пояснила заместитель начальника УФМС России по РК Алина Билоус, 11 ноября 2010 года было принято постановление Правительства РФ № 885
«О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Часть новшеств уже вступила в законную силу с 25 ноября. Положения, касающиеся регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, вступят в силу
1 января 2011 г.

Таким образом, к ранее действующему порядку, предусматривающему личное обращение гражданина РФ с заявлением по установленной форме к должностному лицу, ответственному за регистрацию, добавляется возможность подать заявление о регистрации по месту пребывания (с 25 ноября 2010 года) и по месту жительства (с 1 января 2011 года) в электронном виде через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) или через почтовые отделения связи.

Для этого гражданину необходимо будет зайти на портал www.gosuslugi.ru, пройти процедуру регистрации «личного кабинета» и далее направить заполненное заявление по установленной форме в соответствующий орган регистрационного учета. Необходимо учитывать, что процедура регистрации «личного кабинета» на портале «Госуслуги» занимает не менее двух недель. Но при этом, зарегистрировав «личный кабинет» на сайте, заявитель получает возможность пользоваться электронным вариантом оформления документов постоянно.

Также заявление на регистрацию по месту пребывания можно отправить по почте. При этом следует учесть, что этот документ должен подписать не только регистрируемый гражданин, но и собственник (наниматель) жилого помещения. Зато при прохождении процедуры регистрации через интернет согласия собственника (нанимателя) жилья не требуется.

В заявлении о регистрации по месту пребывания необходимо будет лишь указать ФИО, паспортные данные и адрес места пребывания гражданина Российской Федерации, предоставившего свое жилое помещение для временного проживания. Таким образом, ответственность за достоверность содержащихся в заявлении сведений, в том числе и о согласии собственника (нанимателя) на временное проживание гражданина Российской Федерации, возлагается лично на заявителя. Срок оформления регистрации – три дня со дня получения заявления органами регистрационного учета.

Получить свидетельство о регистрации по месту пребывания гражданин сможет в приемные часы непосредственно в подразделении миграционной службы. Либо данное свидетельство по просьбе заявителя будет направлено ему по почте по адресу регистрации по месту пребывания.

В течение трех дней с момента регистрации по месту пребывания орган регистрационного учета обязан уведомить об этом собственника (нанимателя) жилого помещения. В том случае, если собственник (наниматель) не согласен с регистрацией на его «территории» еще одного человека, он должен будет обратиться в орган регистрационного учета с заявлением о том, что не предоставлял жилое помещение зарегистрированному лицу. После получения такого заявления регистрация будет аннулирована. Впрочем, если к тому времени «самовселенец» успеет получить свидетельство о регистрации по месту пребывания, отнять у него сам документ будет вряд ли возможно.

По словам Алины Билоус, вероятно, обусловлен такой подход к процедуре регистрации по месту пребывания тем, что она сейчас носит лишь уведомительный характер – гражданин просто извещает государство о своем пребывании в другом городе.

Зато согласие собственника (нанимателя) жилого помещения в обязательном порядке потребуется при оформлении через интернет регистрации по месту жительства (такое станет возможным с 1 января следующего года). Отправив все необходимые документы в орган регистрационного учета, гражданин сможет прийти лично с оригиналами документов в точно указанное время. В тот же день после проверки документов в паспорте гражданина будет поставлен штамп с указанием нового места жительства.

Как рассказала Алина Билоус, с 25 ноября в УФМС России по РК через интернет-портал «Госуслуги» поступили пока только два заявления о регистрации по месту пребывания. Одно было обработано, второе возвращено заявителю из-за недочетов в оформлении.

Система Orphus