Продолжение.
Сфера образования во все времена держалась на энтузиастах и в чём-то – альтруистах. Другие в ней попросту не задерживались. Ведь педагог – это больше чем профессия, чем род деятельности или специальность.
Это – призвание, смысл и образ жизни. Так считают все, кто, однажды решив реализовать свой потенциал на поприще воспитания и обучения детей, посвятил выбранному делу всю свою жизнь и преуспел в этом.
По пути наставников
Смыслом жизни стала педагогика для Натальи Нигматуллиной, Светланы Сметаниной и Анастасии Лобовой.
Их педагогический стаж – это, скорее, не десятки лет трудовой деятельности, хотя и этого в достатке, а сотни учеников, которые даже годы спустя после окончания школы с благодарностью вспоминают Светлану Александровну и Наталью Александровну – своих первых учителей, Анастасию Валентиновну, научившую любить и уважать русский язык, ценить хорошую литературу, знать классику и очень разборчиво относиться к новомодным веяниям, влияющим на нашу речь.
Творческий потенциал, педагогическое мастерство и профессионализм учителей начальных классов СОШ № 2 С. Сметаниной и Н. Нигматуллиной, а также учителя русского языка и литературы средней общеобразовательной школы села Усть-Усы А. Лобовой не раз отмечался на уровне муниципального образования, управления образования, методобъединений и администраций школ. Их новаторский опыт, авторские разработки стали большим подспорьем для молодых специалистов, делающих в педагогике первые шаги.
В этом году Наталья Нигматуллина, Светлана Сметанина и Анастасия Лобова вошли в число 25 лучших учителей нашей республики, став победителями конкурсного отбора, которым выплачивается премия в размере 100 тысяч рублей.
По их мнению, столь высокая награда – это одновременно и оценка их труда, и некий кредит доверия, ведь совершенствоваться в учительском деле можно бесконечно – горизонты для творчества здесь не имеют границ. Главное – не останавливаться на достигнутом, мыслить категориями будущего, видеть перспективу и жить идеей привнести в педагогику что-то своё, новое, что будет полезно и их нынешним, и будущим ученикам.
Учитель для своих подопечных – безусловный авторитет, ориентир, образец, пример для подражания – эпитетов можно подобрать немало. Но главное, учитель для ребёнка – это человек, которому безоговорочно верят. А такое отношение налагает на него колоссальную ответственность. Ведь одним неосторожным словом, замечанием можно разрушить ту хрупкую нить, которая связывает сердца наставника и ребёнка.
Нашим героиням в своё время с педагогами повезло. И потому не стоит удивляться, что выбрали они профессию благодаря примеру своих преподавателей.
– Родом я из Захарвани, – рассказывает Наталья Нигматуллина, – там окончила начальную школу, в Щельябоже среднюю, а уже в усть-усинской школе получила аттестат о среднем полном образовании. Когда нужно было решать, куда поступать дальше, ни минуты не сомневалась – в педагогический. Мне всегда нравилось заниматься с детворой, – поясняет учитель, – поэтому в старших классах была вожатой, организовывала для малышей мероприятия, старалась уже тогда учить их «доброму, светлому, вечному». А потом решила вывести это желание на профессиональный уровень. По целевому направлению от управления образования поступила в Коми государственный педагогический институт, отучилась и по распределению приехала работать в Пармскую школу. Она стала для меня вторым родным домом на 16 лет. В первый год после окончания института, помню, ребятишек в посёлке было очень много, в восьмилетке училось больше тысячи детей, и мне дали 1-й «И» класс! Десять лет назад я с семьёй перебралась в Усинск и с тех самых пор работаю во второй школе учителем начальных классов.
Особое внимание в работе с детьми Наталья Александровна уделяет воспитанию любви к малой родине. И даже разработала авторскую программу, которая заняла второе место на региональном конкурсе лучших методических разработок этнокультурной направленности. Кроме того, Н. Нигматуллина преподаёт ребятам коми язык, организует экскурсии в краеведческий музей и на природу, проводит встречи с интересными людьми – всё это позволяет школьникам более глубоко проникнуться самобытностью культуры Коми и научиться бережно относиться к богатствам родной земли.
Одним из приоритетов в учебно-воспитательном процессе является «региональный компонент» и для Светланы Сметаниной. Её педагогический стаж – 23 года. За время работы с детьми у неё сформировался принцип, суть которого, как и всё гениальное, проста: в каждом ребёнке есть талант, главное – вовремя его раскрыть.
– Для меня в выборе профессии определяющим стал пример моей первой учительницы, – вспоминает С. Сметанина. – На тот момент, когда мы пришли в первый класс, Ольге Павловне было уже больше 60 лет, поэтому для нас она была как бабушка – милая, мудрая, заботливая, понимающая, но и в то же время строгая. Мне, глядя на неё, тоже захотелось быть таким учителем, которого любят, которому доверяют и готовы рассказать всё на свете. После школы поступила в Лукояновское педагогическое училище в Нижегородской области, а, получив диплом, сразу пошла работать. Дали мне, помню, «комплект» – 2 и 4 классы, 45 человек. Закалку то «боевое крещение» дало прекрасную, а опыта – на всю жизнь, – с улыбкой замечает Светлана Александровна. – Тогда же поняла и простую истину: чтобы найти с ребёнком общий язык, нужно сойти со своего «взрослого пьедестала» и, образно говоря, встать с малышом рядом, понять его проблемы, беды, тревоги и постараться помочь.
В работе с детьми Светлана Александровна старается постоянно находить новые формы, использовать прогрессивные методики, внедрять положительный опыт коллег и, конечно, разрабатывать свои программы. Одна из таких – «Лесная сказка» – стала дважды победителем: республиканского конкурса авторских разработок по дополнительному образованию и регионального проекта «Мы сохраним природу Республики Коми». Суть этой программы в воспитании экологической культуры у детей посредством всевозможных природоохранных акций, обучающих и воспитательных мероприятий.
Для Анастасии Лобовой способом, средством и ключом к воспитанию у детей любви к родному краю стали неисчерпаемые выразительные и художественные средства русского языка и литературы.
Родом Анастасия Валентиновна из Усть-Усы. В этом старинном селе окончила школу, а когда пришла пора выбирать профессию, сыграл свою роль образ любимого учителя В. И. Сватковского, который многие годы преподавал в сельской школе русский язык и литературу.
– Владимир Иванович – поэт-самородок, который с большой любовью писал о республике, об Усинске, деревнях и сёлах нашего района, о людях, которые здесь живут, – говорит А. Лобова. – Русский язык и литературу он преподавал у нас с пятого по одиннадцатый класс. Его пример и стал для меня путеводной звездой не только в выборе профессии, но уже и в работе с детьми. Кстати, по его стопам у нас пошли трое ребят из класса. К сожалению, в 2006 году Владимира Ивановича не стало. Но его образ всегда сохранится в наших сердцах. После школы поступила на филологический факультет Сыктывкарского государственного университета, по окончании вуза по распределению пришла работать в Усинскую третью школу, а через три года вернулась в село – в усть-усинской школе как раз открылась вакансия по моему профилю. Для меня дети – большие друзья, поэтому процесс обучения у нас происходит обоюдно: не только они у меня, но и я у них многому учусь. И это правило – быть всегда открытой для чего-то нового, с готовностью учиться – стало моим педагогическим кредо.
Система образования в Усинске неоднократно признавалась одной из лучших в Республике Коми. И видя, какие педагоги у нас работают, это вполне закономерно.
Сея разумное, доброе, вечное…
Красочным финалом празднования Международного дня учителя в Усинске стала торжественная программа во Дворце культуры.
Праздник открыл глава администрации МО ГО «Усинск» Александр Тян, который отметил значимость Дня учителя и труда педагогов в нашей стране:
В этот день многие представители отрасли получили высокие награды.
Звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации» были удостоены специалисты управления образования и информационно-методического центра Е. Кунцевич, Э. Филиппенко и И. Федулова, педагоги И. Красникова, Е. Брюховецкая, Н. Канева, И. Колегова, Л. Куприкова, О. Мрясева, И. Паринова. Звание «Почётный учитель Республики Коми» присвоено В. Дозоровой, званием «Почётный работник образования Республики Коми» отмечена Т. Скобелина. За значительные успехи в воспитании и обучении детей Почётными грамотами Министерства образования и науки РФ были награждены Р. Ахтариева, В. Измоденова, М. Тюрина, В. Гуляева, Н. Медведева, Н. Гилёва.
Но каких бы почестей и наград ни был удостоен педагог, лучшим показателем эффективности его работы остаются успехи учеников. И выступления юных артистов ДК, воспитанников школы искусств и ДЮСШ показали, что усинские педагоги заслуживают наивысшей оценки. Артисты «Беби-Данс», «ТанцЗаЛ», студий бального танца и «М-Арт», юные гимнастки, «Ложкари» – в этот вечер каждое выступление говорило не только об одарённости ребят, но и профессионализме наставников, сумевших разглядеть в детях зерно таланта и развить его.
– В этот праздник всегда хочется говорить много добрых слов представителям усинского учительства, – сказала заместитель главы администрации МО ГО «Усинск» Татьяна Анисимова. – Потому как у вас, уважаемые педагоги, большое поле деятельности – 5700 учеников и 3300 дошкольников, которые нуждаются в заботах чутких наставников.
В разные годы лауреатами конкурса «Лучший учитель года» федерального и регионального уровней стали 47 педагогов МО ГО «Усинск». В этом году в числе 25 лучших учителей Республики Коми – победителей регионального конкурсного отбора – трое усинских педагогов. Это учителя начальных классов СОШ № 2 Светлана Сметанина и Наталья Нигматуллина, а также учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы села Усть-Уса Анастасия Лобова. Под аплодисменты коллег на праздничном вечере им вручили Почётные грамоты Министерства образования Республики Коми.
Особые слова благодарности уже от самих работников образования прозвучали в адрес социальных партнёров, при поддержке которых ежегодно обновляется материально-техническая база учебных заведений. Представители градообразующих предприятий получили благодарственные письма от Управления образования Усинска и памятные сувениры, сделанные детьми.
– Именно учителями закладывается тот фундамент, на котором каждый из нас строит свою жизнь, реализует свои способности, достигает успехов в самых разных сферах деятельности, – поздравляя педагогов, подчеркнул директор по общим вопросам ООО «РН – Северная нефть» Виктор Штепа. – Во многом благодаря именно вам, уважаемые учителя, Усинск остаётся прекрасным городом прекрасных людей. От имени генерального директора ООО «РН – Северная нефть» Сергея Михайловича Нестеренко и всего нашего коллектива поздравляю вас с профессиональным праздником. Счастья вам, добра, любви, здоровья и больших успехов!
Также усинских педагогов поздравили заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Евгения Тёмная, и.о. директора филиала ООО «Русвьетпетро» в РК Игорь Тавлуй, заместитель генерального директора по геологии и разработке ОАО «Комнедра» Андрей Залучёнов, президент ОАО ТК «Пижма» Валентина Братчук, заместитель директора ООО «Эриал нефтегазсервис» Руслан Самигулин, представители других предприятий.
Праздник по случаю Международного дня учителя в Усинском ДК получился не только богатым на поздравления, но и награды. Как и в прошлые годы, особую благодарность выразили коллективам образовательных учреждений, лучше остальных подготовивших школы и детские сады к новому учебному году. Это усинские СОШ №№ 2, 3 и школа деревни Денисовка, а также детские сады деревни Захарвань, села Щельябож и ДОУ №14 г. Усинска. Представителям этих учреждений руководитель управления образования Татьяна Атерлей вручила денежные премии на дальнейшее укрепление материально-технической базы школ и детских садов.
В финале вечера своеобразные творческие открытки представили школы-юбиляры этого годы – средняя школа села Усть-Уса, усинские СОШ №№ 4 и 6. А завершился праздник красочной композицией в исполнении артистов Центра национальных культур.
Отправить комментарий