В нашей республике в разные периоды истории были организованы и действовали различные производства, не дожившие до наших дней. Флагманом пищевой промышленности в довоенные годы по праву считался Усть-Усинский консервный завод.
Основанный в конце 20-х годов, он являлся самым северным в СССР механизированным консервным производством. Старшее поколение жителей республики до сих пор еще помнит баночки с печорскими деликатесами.
Но прошло время, и сегодня в Усть-Усе уже ничто не напоминает
о его былой славе центра северного консервного производства.
ЛЕГЕНДА гласит, что село Усть-Уса основали в 1765 году братья Лукентий и Егор Каневы из Ижмы. В 1782 году в починке проживали десять человек. В 1837 году сюда из Мохчи переселился с семьей А.Д.Ануфриев.
В 1894 году в Усть-Усе возвели церковь, а три года спустя открылась церковно-приходская школа. В 1905 году здесь насчитывалось 40 дворов и 351 житель, а в 1926-м – уже 106 дворов и 586 жителей. Большую часть села населяли коми, но среди них жили и ненцы.
Село было волостным центром, с 1932 года – райцентром, а в 1936 году стало носить статус окружного центра. С 1935 года в Усть-Усе располагалось управление Печорского речного пароходства. С 1933 по 1941 год здесь располагалась центральная база Усинского, а затем Воркутинского отделения управления Ухтпечлага, а с мая 1938 года и управление Воркутлага. В эти годы село разрослось рубленными из бруса двухэтажными восьми- и двенадцатиквартирными домами, здесь построили деревянный речной вокзал – копию Химкинского в Подмосковье. От пристани до вокзала поднималась вверх деревянная лестница с 220-ю ступеньками и несколькими площадками со скамеечками для отдыха.
В первой половине 30-х годов собирались строить железную дорогу от пристани Воркута-вом до Усть-Усы. Однако от этой затеи пришлось отказаться, так как большую часть года Печора находится подо льдом, и доставлять сюда воркутинский уголь очень проблематично. После строительства железной дороги до заполярной кочегарки значение Усть-Усы стало падать.
Но когда это село было еще на пути к пику своего развития – в 1927 году – здесь началось возведение механизированного консервного производства. Строительную площадку выбрали под угором с правой стороны Усы при ее слиянии с Печорой. Оборудование для северной новостройки привезли из демонтированных старых Керченских заводов. Практически все работоспособное население села было задействовано на «стратегическом» строительстве.
Из воспоминаний Кирилла Ивановича Канева: «Из села вся имеющаяся рабочая сила была втянута в строительство завода. В первую очередь по берегам Усы был собран бутовый камень и подвезен к речке Ель. На месте заготовили лесоматериалы. Вскоре в конце села выросли здания двух цехов и котельная. Руководил работами, а затем был мастером на заводе Степан Андреевич Терентьев из села Брыкаланск. Кадры для консервации подготовили в Крыму: Канева Пантелеймона Федоровича из села Варыш и Канева Василия Осиповича из Сыктывкара».
ЗАВОД состоял из двух цехов: баночного и консервного. Его продукция была достаточно разно-образной и, можно утверждать, даже изысканной. Здесь наладили производство из местной продукции: оленины, лесной дичи и припечорской рыбы. Позже ассортимент расширился. К примеру за 1945-1947 годы завод ежегодно реализовывал 136,5 центнера говядины, 422,6 центнера оленины, 6,8 центнера баранины, 25,1 центнера холодца. Здесь выпускались мясной паштет, мясорастительные консервы, производились субпродукты, жир-сырец. К побочным производствам относились изготовление тобоков, пим, совиков, овчины, ремонт бочкотары.
Завод развивался, усовершенствовалось производство, увеличивался и ассортимент. Освоили выпуск даже фаршированной колбасы, консервированных языков и куропаток, делали брагу, квас, бульоны, суфле.
Только консервов в Усть-Усе выпускалось до миллиона банок в год. Специальные бригады охотников поставляли на завод свежих куропаток. Ловили их в ближних окрестностях и в дальних урочищах силками. Рыболовецкие артели заготавливали рыбу на Печоре, Усе, Колве, на больших озерах. Привозили разную рыбу, в том числе и семгу, которую здесь также консервировали.
Доставка рыбы и мяса до места назначения была сопряжена с многочисленными трудностями. В газете «Социалистический Север» в 30-е годы увидела свет статья, рассказывающая о нелегком пути одной из бригад от Харьяги до Усть-Усы. «До забойного пункта Харьяга-вом доехали за четверо суток. Ехать было трудно. Вода на перекатах была очень мелкая. Приходилось искать фарватер маленькими лодками. Очень ладно сделал до отправки моторист Адрианов, который укоротил рулевую зацепку, что потребовало мотору меньшую глубину фарватера. Забой прошел хорошо и быстро. Бригадиром по доставке мяса был Артеев Лука Николаевич. Он добросовестно и умело организовал доставку мяса. Сырье доставили быстро. Ни одного килограмма из нашего привоза не испортилось. Все консервировано без брака».
Сырье для завода собирали, как говорится, и стар и млад. Мария Федоровна Третьякова (Ким) вспоминала: «Во время войны для консервного завода мы собирали грибы и ягоды. Там был оборудован приемный пункт. За перевыполнение плана в 1942 году я получила премию – восемь килограммов варенья из черной смородины. Это был ценный подарок. Ведь сахар тогда выдавали по карточкам».
А вот строчки воспоминаний бывшего жителя Усть-Усы Михаила Степановича Семяшкина: «В проходной завода бойко торговал мясной киоск. В числе покупателей обрезков оленины бывал и я. По утрам мать жарила их на печи в чугунной сковородке с картошкой. Шипение мяса заставляло моментально проснуться и встать. Нас, едоков, шестеро, и сковорода с вкуснятиной быстро опустошается…»
ГОД от года растущие объемы производства обеспечивала введенная в эксплуатацию в 1929 году электростанция. Первоначально на электростанции установили работающий на дровах локомобиль мощностью 67 лошадиных сил и генератор переменного тока мощностью 19 киловатт. Они обеспечивали электроэнергией производственные цеха и прилегающие к заводу жилые дома – к началу 1932 года в Усть-Усе были электрифицированы 80 жилых зданий.
Кроме производственных цехов и электростанции на заводе имелось помещение для предварительного размещения сырья и склад готовой продукции. Завод обзавелся своим моторным флотом из трех катеров и лодок. Они были задействованы для транспортировки сырья. Подчинялся усть-усинский консервный завод главному управлению «Росглавмясо» Минмяспрома РСФСР. На заводе действовал заводской комитет, проводились занятия по военной подготовке, политучеба.
На заводе трудилось около 150 человек. В документах за 1940 год значатся 83 рабочих, 9 специалистов ИТР и пятеро учеников. В 1945 году штаты завода увеличились.
Кроме изготовления консервов на заводе организовали жестяное производство. За жестью рабочие ездили сами на Урал. Кроме банок выпускали разнообразный ширпотреб: ведра, баки, ванны… Этот ходовой товар возили продавать и на станцию Кожва. В штате завода наряду с другими специальностями имелись баночники, паяльщики, жестянщики.
Для консервных банок были разработаны этикетки, выпускавшиеся в Усть-Усинской типографии. «Мясо тушеное оленина», «Мясо растительное. Горох с говядиной», «Говядина тушеная» значилось на 400-граммовых баночках. На каждой этикетке содержалось упоминание и о том, что эти деликатесы выпущены в с.Усть-Уса Коми АССР.
ХОТЯ на заводе была создана своя пожарная команда, он не избежал масштабного пожара. Случилось это в 1932 году. Разрушенные огнем участки быстро восстановили, и выпуск консервов продолжился.
Усинские консервщики не остались в стороне от захлестнувшего страну стахановского движения. Усть-усинская газета «Социалистический Север» в одном из номеров сообщала: «Рабочий консервного завода Королев дневную норму выполнил на 257 процентов. Вместо 2000 банок по норме дал 6300 банок. Товарищ Королев к 19-й годовщине Октябрьской революции обещал каждый день повышать норму».
Завод имел детский сад, столовую, два восьмиквартирных дома, один 12-квартирный и один четырехквартирный. В довоенной Усть-Усе было три духовых оркестра: в пароходстве, так называемый районный и на консервном заводе. Руководил оркестром на последнем Николай Никифоров, работавший в отделе кадров пароходства. Участниками заводского оркестра были Владимир Королев, Виктор Басов, Николай Артеев, Иван Ануфриев. Играли на трубе, валторне, тубе, флейте… На концертах в клубе по улице Колхозной яблоку негде было упасть. После начала Великой Отечественной войны почти всех оркестрантов призвали на войну, и слаженный коллектив навсегда распался.
В 1942 году в северном селе произошло восстание заключенных лагеря «Лесорейд». Именно гудок с консервного завода и возвестил жителям о начале Усть-Усинского восстания.
В ВОЙНУ консервный завод стал испытывать перебои с поставкой жести, реек для ящиков, железных обручей для бочек. Все чаще выходили из строя станки, а запасных частей к ним взять было неоткуда. За 1945 год предприятие работало лишь 131 день. 9 августа 1950 года главное санитарное противоэпидемическое управление Министерства здравоохранения РСФСР приняло постановление, в котором говорилось: «По причине аварийного здания, крайне изношенного оборудования, отсутствия требуемой очистки, отсутствия холодильника консервный завод в Усть-Усе подлежит закрытию». А 1 мая 1951 года уникальное производство в Усть-Усе было полностью свернуто.
Жительница Усть-Усы Галина Владимировна Дьячкова, выросшая на заводе от ученицы до начальника жестяно-баночного цеха, сохранила в памяти фамилии директоров консервного завода с 1936 по 1951 год: Канев, А.Н.Клеопатров, Н.А.Логинов, Жеребцов, Комаров, Бузих, Д.П.Батманов.
На фото: дома работников консервного завода; в разделочном цехе консервного завода 30-е годы; знаменитая лестница в Усть-Усе.
Отправить комментарий