Не бросайте начатое на полпути

18 декабря 2008 - 19:29

На этот раз в рубрике «Вопросы священнику» отвечает настоятель храма в честь иконы Божьей Матери «Умягчение злых сердец» отец Гермоген.

– Можно ли крестить ребёнка и венчаться во время Великого поста?
– В древние времена истории Церкви Крещение совершалось в определённые дни церковного года. Сейчас Крещение совершается в любое время, в том числе и в продолжение Великого поста. Ведь Крещение – это вхождение в церковь, обретение первой ступени на пути спасения души.

Браковенчание же не совершается на протяжении многодневных постов (Великого, Рождественского, Петрова и Успенского), на Святках (период от Рождества до Крещения), в Неделю мясопустную, на Масленицу и в Неделю сыропустную (это недели перед началом Великого поста), в Светлую седмицу (неделя после праздника Пасхи). Также не положено венчание накануне среды, пятницы и воскресных дней на протяжении всего года, двунадесятых, великих и храмовых праздников, в дни и накануне Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня. Подобные ограничения введены Церковью, дабы постные и праздничные дни не проходили в шумном веселье и развлечениях, которые свойственны любой свадьбе.

– Правда ли, что православные люди не должны отмечать сорокалетие? Знаю, что вообще отмечать дни рождения не в христианской традиции. Но почему такое отношение именно к этой дате?
– Почему же «не в христианской»? Разве день рождения человека – это не повод к тому, чтобы ещё раз вознести благодарственную молитву Создателю за дарованную жизнь, за прожитые годы? Другое дело, что на Руси с древних времён возникла традиция отмечать не дни рождения, а именины. Именинами, или днём Ангела, называют день памяти нашего небесного покровителя, день празднования того святого, чьё имя нам дали при крещении. Что касается сорокалетия, то, по моему мнению, эта юбилейная дата ничуть не лучше и не хуже любой другой, и все страхи по этому поводу не что иное, как обычные суеверия.

– Можно ли проклясть человека невольной мыслью?
– Наверное, можно. Иногда случается, что человек в гневе мысленно посылает проклятия в адрес другого, порой даже невольно. Но опасно это не для того, кого проклинают, а для самого проклинающего, ведь проклиная, человек совершает тяжкий грех, в первую очередь, нанося вред себе и своей душе.

– Про то, что девушка должна хранить целомудрие до брака, всё понятно, а должен ли мужчина до женитьбы тоже быть целомудренным? И являются ли женский и мужской блуд равными в глазах Бога?
– Разумеется! В идеале оба супруга, вступающие в брак, должны сохранять добрачную невинность, и неслучайно зажжённые свечи, которые вручает священник новобрачным, являются не только знаком радости, но и символом чистоты и целомудрия. Также и венцы, возлагаемые на главы жениха и невесты, имеют символическое значение прославления человека как венца творения Божьего, означают победу над страстями и напоминают супругам об обязанности хранить духовную и телесную чистоту. Блуд же остаётся блудом, вне зависимости от половой принадлежности согрешившего.

– Почему в молитвах к Богу мы говорим Ты, а не Вы?
– Взаимоотношения Бога и человека – это не отношение раба и господина, начальника и подчинённого. Мы относимся к Богу как к любящему отцу, он относится к нам как к любимым детям. В молитве, которой научил нас Сам Господь, есть такие слова: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Церковнославянский язык, на котором мы молимся и совершаем службы, подобно многим другим древним языкам, не имеет особой формы вежливого обращения во 2-ом лице единственного числа. Кстати, не было его и в древнерусском языке, и поэтому и к Царю Небесному, и к царю земному обращались вежливо и почтительно, но на ты.

– Человек постился, постился… и так вышло, что он съел кусок мяса. Что делать в такой ситуации: продолжать пост или прекратить?
– Здесь я вспоминаю случай, который некогда произошёл в одном из монастырей. Две молодые монахини, случайно вкусившие скоромной пищи, в слезах прибежали к духовнику, прося прощения за содеянное и рассчитывая на жестокое наказание. Священник же, выслушав их, первым делом спросил:

– А Бога-то вы поблагодарили?
– За что же, батюшка?
– Да хотя бы за то, что насытил вас, за то, что вы сумели осознать, что согрешили, в конце концов, за то, что Он дал вам возможность покаяться?

Следует помнить, что не буквенным исполнением обрядов мы должны служить Богу, но соблюдением духа их. Нет на земле людей, которые не совершают ошибок, нет людей, которые не согрешают время от времени как делом, так и помышлением. Но это ведь не значит, что следует бросать начатое на полпути? Если мы согрешили нарушением постных дней, то это повод к тому, чтобы придти на исповедь и покаяться в содеянном, а не повод к прекращению поста.

Подготовила Елена МАРИХИНА

Отправить комментарий