Что такое хорошо, что такое плохо

8 апреля 2009 - 09:06

Не так давно в МВД России приняли Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел. Документ содержит чёткие требования к стражу правопорядка. Большинство руководителей отделов внутренних дел России считают Кодекс своевременным и необходимым.

Прежний Кодекс чести (1993 года) был крайне лаконичным и умещался на одном-единственном стенде, который можно было видеть в конференц-зале любого ОВД. Новый Кодекс – более подробный документ на 30 страницах, где чётко и доступно разъяснено, что такое хорошо, что такое плохо, и за что можно заработать служебные взыскания.

Чтоб не пил, не курил...

Центральные СМИ уже успели навесить на новый документ несколько ярлыков: «романтичный», «наивный», «невыполнимый», а тех милиционеров, кто будет ему беспрекословно следовать, сравнивают с хрестоматийным дядей Стёпой. Тем не менее, думается, что Кодекс сыграет свою роль в улучшении имиджа милиции, а гражданам, сталкивающимся с органами правопорядка, так и вовсе станет легче дышать.

Кодекс, состоящий из семи глав, регламентирует нормы поведения сотрудника милиции как на службе, так и вне её. Приведу лишь некоторые цитаты из документа.

«Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от: употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей; организации в служебных помещениях застолий, посвящённых праздникам, памятным датам, и участия в них...»

Вот так, одним пунктом перечёркивается вся сюжетная линия самых знаменитых сериалов про нашу милицию, где после перестрелки бравые «менты» собираются вместе, чтобы «снять стесс».

Необходимо воздержаться: «от курения табака в общественных местах во время несения службы, а также на ходу и в движении; от беспорядочных половых связей, отношений с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее». Так что, настоящий милиционер должен быть добропорядочным семьянином и образцовым гражданином. Да и вообще, желательно «воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений».

На языке Пушкина

Четвёртая статья Кодекса просто обречена на популярность среди наших милиционеров, да и граждане будут её вспоминать чаще остальных, ведь посвящена она культуре речи и общения.

«В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчёркивающих негативное, презрительное отношение к людям».

Поэтому, если милиция будет вас оберегать не очень корректными фразеологизмами, можете смело апеллировать именно к этой статье.

Кроме того, «сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами». Короче говоря, «по фене ботать» с согражданами – верх неприличия и прямое противоречие Кодексу чести защитника правопорядка.

Китель и авоська – вещи несовместные

Помимо того, что представитель власти должен быть крепок морально и физически, он должен иметь безупречный внешний вид: «Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, магазины, рестораны, казино, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

Не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца, не следует делать татуировки, носить пирсинг».

«Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию».

Тут неспроста конкретизируется пол сотрудника – гендерному вопросу уделено особое внимание. Естественно, женщина в милиции – это всё. Как и на «гражданке», её нужно холить и лелеять, но и она «в свою очередь не должна злоупотреблять своими преимуществами». Свои преимущества прекрасная половина нашей милиции должна скрывать за «одеждой в строгом деловом стиле, соблюдением скромности и разумной достаточности в использовании косметики и ношении украшений».

Неисполнение и наказание

Чётких наказаний за неисполнение Кодекса составители прописывать не стали, оговорились лишь, что за несоблюдение этических норм сотрудник милиции будет нести моральную ответственность перед обществом, а также может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прилюдной «взбучке» на глазах у сослуживцев на общегарнизонном разводе.

Вообще же все наказания за проступки стражей порядка указаны в Законе о милиции. На его основании руководитель, а если понадобится, то и специальная комиссия, будут наказывать неисполнительного сотрудника ОВД. Но главная роль отводится, конечно же, обычным гражданам. Именно мы должны сообщать в милицию о недопустимом поведении её сотрудников. И стесняться не надо, ведь Кодекс уже действует, а его незнание от ответственности не освобождает.

Кстати, в документе так и написано: «Гражданин Российской Федерации, проходящий службу в органах внутренних дел или поступающий на службу, вправе, изучив содержание Кодекса, принять для себя его положения или отказаться от службы в органах внутренних дел».

Думаю, документ этот правильный. Осталось только его исполнять, с чем у нас, как правило, тяжелее всего обстоят дела.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Отправить комментарий