Любить, ценить и беречь природу

11 декабря 2008 - 19:21

Любить, ценить и беречь природу таково одно из приоритетных направлений СОШ № 2

Благодаря национальному проекту образование сегодня – одна из самых динамично развивающихся отраслей. В последние годы в этой области было введено немало принципиальных новшеств, которые, возможно, определят её развитие на десятки лет вперёд. Это, прежде всего, инновационный подход к образованию и распространение педагогического опыта. Усинские образовательные учреждения в этом вопросе не исключение.

О МЕРОПРИЯТИИ
Так, 21 ноября состоялся творческий отчёт СОШ № 2, являющейся опорной методической площадкой Коми республиканского института развития образования и повышения квалификации. На мероприятие пригласили педагогов образовательных учреждений и представителей Управления образования. Гости посетили открытые занятия, внеклассные мероприятия и приняли участие в заседании круглого стола, в ходе которого учителя второй школы рассказали о своих наработках.

Подводя итоги данного мероприятия, Валентина Иванова, руководитель инновационного сектора Управления образования, отметила, что педагоги школы № 2 смогли создать условия для личностного роста школьников, включив их в разностороннюю экологическую деятельность. Гости семинара высказали свою положительную оценку, подчеркнув, что основная цель экологического образования в школе – это формирование не просто исполнителя, а высокоразвитой, творческой личности.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В Федеральном законе «Об образовании» говорится об общих требованиях к содержанию образования, одно из которых гласит, что школа должна формировать гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Но как вырастить такого человека, если он не будет знать основ экологии? Над этим вопросом давно задумались учителя второй школы. А с 2006 года все они включились в работу опорной (базовой) площадки по экологии. Педагогическим коллективом накоплен большой методический материал по данному направлению.

Начиная с нынешнего года в школе ведётся профильная подготовка учащихся по естественно-научному направлению, углублённо изучаются такие предметы как экология, химия, биология, физика, география.

ЗНАКОМСТВО С ДЕТСАДОВСКОЙ СКАМЬИ
Экологическое воспитание детей начинается с дошкольного возраста. СОШ № 2 тесно сотрудничает с детским садом № 8, который является опорным дошкольным образовательным учреждением в Усинске по программе «Экологическое образование дошкольников». Воспитатели планируют свою работу, опираясь на запросы учителей.

В детском саду сложилась своя система работы в экологическом направлении. Традиционно проводятся экологические акции, декады, месячники, выставки детского творчества, спортивные мероприятия, интегрированные занятия по экологии и краеведению, литературные гостиные. Цель мероприятий – расширить экологический кругозор дошкольников, вовлечь их в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира, воспитать у них бережное отношение к природе. Активное участие в мероприятиях по экологии для дошколят принимают учащиеся начальных классов второй школы.

Кроме того, большое внимание уделяется в дошкольном заведении исследовательской деятельности: проводятся опыты с водой, с воздухом, дети ухаживают за комнатными растениями и обитателями живого уголка (попугаями, аквариумными рыбками, хомячками). В детском саду № 8 работают студия «Юный эколог» и кружок «Росток», этнографический мини-музей «Весёлая горница».

Таким образом, малыши приходят в школу уже с необходимым запасом знаний.

ЭКОЛОГИЯ ПОВСЮДУ…
А в школе для экологического воспитания детей созданы все необходимые условия, соответственно оформлены помещения и кабинеты. Есть уголки природы, коллекции семян, камней, ракушек, гербариев, мини-лаборатории для проведения опытов и экспериментов, муляжи овощей, фруктов, наборы игрушек (насекомые, птицы, рептилии), различные карты и многое другое.

Тема экологии проходит красной нитью через все предметы. Уроки математики, например, дают возможность с помощью расчётов и арифметических действий оценить масштабы экологического воздействия человека на природу. А на занятиях по английскому языку изучают тему «Балтийское море».

Экология природная не может быть вне экологии духовной. Предметы гуманитарного цикла позволяют развивать чувство гордости за величие родной природы. Ведь только грамотный человек, зная законы природы, направляет все свои усилия на её сохранение. Поэтому, например, на уроках русского языка, дети пишут сочинения на данную тематику.

В достижении целей, поставленных перед СОШ № 2, помогают и внеклассные мероприятия. Среди них – различные конкурсы, интеллектуальные игры, например, «Самый умный» и экологический КВН для учащихся начального и среднего звена, занятия элективного курса «Химия и окружающая среда», мастер-классы, выпуск газет и плакатов экологической тематики.

Усвоить навыки экологической культуры можно на заседании эколого-туристско-краеведческого клуба под названием «Эндемик» под руководством Галины Мышкиной. У «Эндемика», как и у любого клуба, свой флаг, девиз, гимн, ну и конечно, специальный кабинет для занятий, где есть всё необходимое оборудование. Также в школе работает кружок «Наша окружающая среда».

Заметный вклад в формирование экологической культуры вносит проектная работа. Исследование, выполненное в естественной среде обитания организмов, пусть даже самое маленькое, раскрывает перед ребёнком главный закон жизни: человек – часть природы. Свои проекты учащиеся представляют на ежегодных научно-практических школьных конференциях разного уровня.

Большую помощь в экологическом воспитании школьников оказывают ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и УФГУ «Комирыбводы», которые организуют поездки на природу, а также помогают приобрести литературу по экологии.

Елена МАРИХИНА

Отправить комментарий