Кто бы мог подумать, что в богатейшем муниципалитете Коми – Усинске – до сих пор не решены элементарные проблемы, мешающие полноценной жизни людей с инвалидностью. Обнажены они на «круглом столе», устроенном местной организацией республиканского отделения Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), которая защищает права подопечных уже четверть века. Во время командировки в Усинск с болью в сердце наблюдала за происходившим.
Не оправдание
Активисты регулярно черпают полезную информацию и узнают новости о деятельности обществ ВОИ по всей республике из «Красного знамени Севера» (единственное в СМИ в Коми, которое ведет тематическую страницу – «На равных»).
Руководитель усинской организации Валентина Крутякова за чаем мне рассказала, что официально зарегистрировано около трех сотен подопечных. Но чуть ли не каждый день появляются новички. Это не удивительно: в членстве немало плюсов.
Более 15-ти лет назад администрация муниципалитета выделила общественной организации просторные помещения. Теперь тут регулярно проводятся круглые столы, где люди с инвалидностью получают консультации специалистов по всем волнующим вопросам. Можно в спортивных состязаниях поучаствовать. Да и просто поговорить по душам.
В день моего приезда около полусотни активистов собрались на «круглый стол» по медицинскому обеспечению. Вопросов накопилось немало. Чтобы выяснить, что же больше всего волнует данную категорию граждан, руководство общества провело анкетирование. Результаты опроса переданы в отдел здравоохранения и соцзащиты администрации муниципалитета и в ЦРБ. Их представители и приглашены на мероприятие.
Главная претензия – затянутая процедура получения рецептов на льготные медикаменты. В больнице принято так: за рецептом пациент должен прийти через два-три дня после посещения врача. «Кто был на лечении в Эжве, удивляются: мол, там рецепты выписываются в течение часа!» – привела пример активистка Тамара Кошман.
– Все упирается в кадры: в штате отдельная единица (работник, отвечающий за рецепты) пока не выделена, – призналась заведующая ЦРБ Екатерина Пименова. – Но работа идет. К тому же у нас не очень крепкая материально-техническая база. Иногда неделями рецепты не выписываются: то сменного картриджа нет, то компьютер «полетел». Я понимаю, что для вас это не оправдание, но таковы факты.
Больной вопрос общество ВОИ поднимает ежегодно, и пока безрезультатно. «Если бы руководство поликлиники поставило себя на место людей с ограниченными возможностями в передвижении… – задумчиво произнесла Валентина Крутякова. – Даже два раза в месяц посетить поликлинику многим из нас тяжело. Но иначе останемся без жизненно важных пилюль. К тому же, к крыльцу невозможно подобраться: подъезд для автотранспорта не предусмотрен. Приходится идти пешком, а ныне, в гололед, это опасно!»
Усугубляет положение далеко расположенная автобусная остановка. Мольбы общественников приблизить ее к медучреждению, увы, тщетны.
Заманить… квартирами
Непросто добираться и до аптек. Медикаменты по рецептам выдаются всего в двух: в одной – федеральным льготникам, во второй – республиканским. «Почему право участвовать в тендерах на распространение льготных лекарств имеют только госаптеки? – возмутилась экс-председатель общества ВОИ Марьям Тушканова. – Почему бы не предоставить такое право и частникам? Нам было бы удобнее получать лекарства рядом с домом».
Приглашенные эксперты пояснили, что аукционы проводит Минздрав региона. Пока о продаже в частных аптеках речи нет. Список льготных лекарств обширен, и так сложно осуществлять контроль за их распространением.
«В результатах анкетирования я прочитала, что вы не можете попасть к терапевту, – обратилась к членам «ячейки» Екатерина Александровна. – Тогда вызывайте докторов на дом». В зале поднялся гул.
– Когда вызываешь врача, в первую очередь спрашивают: сколько вам лет? А второй вопрос: ну и чего вы тогда хотите?... – объяснила негодование своих подопечных председатель организации.
Представитель поликлиники приняла претензию, посетовав на проблемы с работой регистратуры.
Руководитель усинского филиала Общественной приемной Главы Коми Вера Кузитенко поинтересовалась: насколько поликлиника укомплектована терапевтами? Оказалось, всего наполовину. «Не только терапевтов не хватает. Нет невропатолога, кардиолога, эндокринолога, онколога, хирурга...» – перечислила Екатерина Пименова.
К сожалению, нефтяная столица Коми в целом обеспечена медперсоналом лишь на 57 процентов. Власти стараются высвобождать жилфонд, надеясь привлечь приезжих эскулапов квартирами.
Вне очереди – не положено
Рассуждая о дефиците медкадров, собравшиеся чуть ли не хором воскликнули: «А кто виноват?». Екатерина Александровна поразмышляла: «Докторский персонал стареет, да и не нравится врачам работать...».
Многие активисты общества – диабетики. С заведующей знакомы давно, раньше она была их лечащим врачом (эндокринологом). В связи с ее карьерным повышением поликлиника осталась без востребованного специалиста. Если вакансия не будет закрыта, кабинет эндокринолога распахнет двери для пациентов не скоро. По словам самой Екатерины Пименовой, переквалификация на данную специальность длится целый год. При сегодняшней острой нехватке кадров ЦРБ не может какого-либо врача отправить на длительную учебу.
Говорили на «круглом столе» и о том, что не хватает медоборудования (особенно диагностического: томографа и аппарата МРТ). Кроме того, члены общества ВОИ посетовали: на дверях медкабинетов нет табличек с указанием про внеочередное обслуживание людей с инвалидностью. Заведующая шокировала: такое право предоставляется только инвалидам и ветеранам войны, остальным же категориям (с нефронтовой инвалидностью) преференция не положена.
Валентина Крутякова пристыдила за такую реплику: «Инвалиды Усинска – это люди, приехавшие в свое время возводить город. В 1970-ые мы здесь «заработали» инвалидность, подорвав здоровье!». И предложила наделить внеочередным правом хотя бы старожилов (от 60-ти лет). Впрочем, среди обычных пациентов немало сострадающих: в очередях, бывает, люди видят инвалида и сами пропускают его вперед себя к врачу.
Особая суббота
В прошлом году в поликлинике введен особый день: одну субботу в месяц – прием только людей с инвалидностью. Однако в этом году доказавшая эффективность практика отменена, поскольку по субботам стали проводить дополнительную диспансеризацию работающего населения. Екатерина Александровна не рискнула пообещать, что в 2013-ом удастся возродить популярный формат работы. С января ЦРБ переходит из муниципального подчинения на баланс Минздрава региона. Как будет строиться работа учреждения, вообще не известно.
Собравшиеся предложили альтернативный путь: выделять по одному талону в день у разных специалистов людям с инвалидностью. «Пока такой возможности нет, – вновь не обрадовала представитель больницы. – По причине нехватки кадров доктора принимают не меньше 25-ти пациентов за смену при норме в 16 больных».
Общественники засыпали советами: если в поликлинике нет средств, можно доплачивать врачам за дополнительный прием за счет муниципального бюджета или спонсорских средств. Конечно, вопрос лучше бы адресовать главврачу Александре Халиловой. К сожалению, она на мероприятие не пришла. Как выяснила корреспондент, в тот же день в Усинск наведались представители профильного регионального ведомства. «Мы могли перенести нашу встречу на другой день, если бы она поставила нас в известность, – отметила Валентина Крутякова. – На некоторые вопросы может ответить только главврач. Или компетентные замы, которые тоже почему-то не пришли».
Спонсор из Сирии
Валентина Александровна высказала еще одну причину неудовлетворенности лечением: «Зачастую врач на приеме, даже не осмотрев пациента, тут же начинает заполнять карточку. Записывает все со слов. А для чего же мы ходим к врачу? Да и внимания не дождешься…».
– Упрек по поводу «кислой мины» врачей при осмотре пациентов я принимаю. Это так и есть, – не нашла, что возразить, завполиклиникой.
Одна из застаревших проблем, с которой сталкиваются врачи: нехватка времени на полный осмотр и проведение процедур больным. Корреспондент убедилась в этом, посетив ЦРБ. Так, некоторым узким специалистам на прием пациента выделяется всего 7 – 8 минут. Это подтвердили врачи в двух кабинетах. Вот, пожалуй, отсюда и те самые «кислые мины» на лицах целителей в белых халатах.
К офтальмологу сирийцу Аль Латтуф Луаю я подошла в перерыве между приемом больных по номеркам и очередникам по диспансеризации. Вместо положенного получаса доктор и медсестра отдыхали… пять минут: «В больнице всего два офтальмолога, а нуждающихся быть осмотренными очень много. Разрешают работать только на четверть ставки».
Закрыть кабинет, когда в коридоре на медпомощь в ожидании стоит масса усинцев, иностранец не может, потому перерабатывает. И с сожалением констатирует, что за отведенное на прием время не всегда можно успеть оказать полноценную медпомощь. На запущенные случаи требуется около часа (например, у кого на глазах глаукома). А пожилые любят выговориться. И это тоже своего рода лечение – лечение разговорами.
Кстати, Аль Латтуф Луай стал почетным гостем на «круглом столе»: он уже на протяжении четырех лет оказывает обществу инвалидов благотворительную помощь. За что ему вручено благодарственное письмо от общественной организации. Сириец обрадовал новостью о том, что намерен выделить обществу помещение в своем частном центре охраны зрения.
– А самое главное – доктор предложил заключить соглашение: ежемесячно готов бесплатно принимать и проводить курсы лечения для двух членов общества с проблемами со зрением, – добавила Валентина Крутякова. – Это здорово. В его офтальмологическом кабинете самое современное в Усинске медоборудование.
Что ж, мир не без чутких врачей. Дай Бог, чтобы и власти самого богатого города в Коми прикладывали максимум усилий для обеспечения более – менее комфортной жизни усинцев с инвалидностью.
Отправить комментарий