Накануне годового собрания акционеров «ЛУКОЙЛа» президент Компании Вагит Алекперов на «деловом завтраке» в «Российской газете» проанализировал ключевые моменты развития нефтяной отрасли и прокомментировал важнейшие проекты Компании.
«Российская газета»: – Вагит Юсуфович, ровно год назад наш прежний «деловой завтрак» мы закончили на потребительской ноте. Каково Ваше отношение к инициативе спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова о внесении Советом Федерации законопроекта, обязывающего российские нефтеперерабатывающие заводы перейти на производство бензина не ниже экологического стандарта «Евро-3»?
Вагит Алекперов: – Все знают, что от качества бензина напрямую зависит экологическое благополучие. Сейчас, и не без нашей инициативы, началась дискуссия о качестве бензина и о мотивации производителей выпускать качественный бензин. «ЛУКОЙЛ» уже несколько лет пытается донести эту идею до власти. К сожалению, дается это с трудом, поскольку пока не все нефтяные компании готовы перейти на производство качественного топлива. Наша компания сегодня его производит. Я считаю, что здесь не должен быть только один метод – пряника или кнута. Нужен компромисс, как в Европе. Логика бизнеса везде одинакова: заработать больше при меньших вложениях. Но есть и другие принципы, которые необходимо соблюдать. Поэтому мы считаем, что для всех компаний должны быть установлены единые сроки перехода на производство топлива повышенного качества: «Евро-3», «Евро-4». Мы готовы уже к 2009 году перевести все наши заводы на выпуск топлива по стандарту «Евро-5».
«РГ»: – Какую экономическую мотивацию должно создать государство для компаний?
Алекперов: – Для тех из них, кто перешел на высокие экологические стандарты до срока, оговоренного правительством, акцизные ставки на производство высококачественного топлива должны быть снижены по отношению к ставкам на топливо, не соответствующее этим стандартам. Сроки нужно установить жесткие для того, чтобы у компаний был стимул сократить период освоения выпуска новой продукции. Скажем, для того чтобы произвести бензин по евростандартам на Пермском НПЗ, мы инвестируем 1,2 миллиарда долларов. По сути, это равноценно строительству нового предприятия.
Я рад, что Совет Федерации в лице его главы сегодня проявляет деловую инициативу. На недавнем заседании Совета директоров в Астрахани мы детально проинформировали его о проектах нашей компании в сфере производства высококачественного бензина. В ближайшее время первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Владимир Некрасов еще раз выступит в верхней палате по этому вопросу.
«РГ»: – А исполнительная власть?
Алекперов: – Правительство занимает достаточно сдержанную позицию по этому вопросу. К сожалению, Министерство промышленности и энергетики сегодня не проявляет инициативы. Мы неоднократно об этом говорили.
«РГ»: – По Вашим оценкам, когда новые стандарты станут нормой для всей отечественной нефтянки?
Алекперов: – Как минимум три года необходимо для того, чтобы наши коллеги довели свои производства до соответствия этим нормам. Я считаю, что в 2011 году вся страна может полностью перейти на новые стандарты. И тогда экология наших городов разительно изменится в лучшую сторону.
«РГ»: – Сейчас довольно много говорят об альтернативных видах топлива. Участвует ли ваша компания в таких разработках? Иначе говоря, вы связываете свой бизнес с другими источниками энергии?
Алекперов: – Считаю, что человечество должно постоянно думать о новых видах энергии. Над этим должны работать подразделения, которые специализируются на так называемых нетрадиционных видах энергии. В нашей компании такое подразделение уже работает. Но на сегодняшнем этапе развития нашей промышленности очевидно, что в ближайшие 50 лет альтернативы углеводородным источникам энергии нет. Это не только мое мнение, но и мнение наших коллег за рубежом, аналитиков.
Сегодня энергопотребление таково, что мы не можем обеспечить его производством биотоплива. Тем более что запасы углеводородов все-таки достаточно велики. Когда я учился в институте в начале 70-х годов прошлого века, нам говорили, что запасов хватит на 40 лет. Сегодня называется эта же цифра. Причина – в совершенствовании технологий добычи. Например, мы сегодня ведем разведку нефти в Западной Африке, где она залегает под водой на глубине более двух километров. И современные технологии позволяют нам добывать эту нефть. Разведанные запасы пополняются и тяжелыми, битуминозными месторождениями нефти. Это огромные запасы, которые сегодня, в том числе и в нашей стране, пока, к сожалению, не используются.
Если говорить о поисках альтернативы углеводородам, то мы ведем такие работы. Но надо понимать, что сегодня все зависит от налоговых льгот и освобождения от акцизов. Многие страны предоставляют преференции производителям альтернативного топлива. Кстати, этот же аспект крайне актуален и в отношении углеводородов. Все говорят, что топливо стоит дорого. Но обратите внимание: ни одна страна ни на цент не снизила налоги на производителей. Слышны лишь обвинения в том, что бензин слишком дорог. А теперь давайте сравним. Cколько стоит литровая бутылка воды? Доллар. А литр самого дорогого бензина – 20 рублей. Но чтобы произвести бензин, нужно с глубины 3 тысячи метров извлечь нефть, доставить ее на НПЗ, переработать, привезти на автозаправочную станцию, то есть затратить гораздо больше сил и средств по сравнению с производством бутылки воды.
«РГ»: – Но все же, какой должна быть стратегия, чтобы минимизировать риски дефицита энергоносителей, на которые ссылаются приверженцы поиска альтернативных видов топлива?
Алекперов: – Россия – уникальная страна по запасам углеводородов. И мое глубокое убеждение состоит в том, что необходимо увеличить инвестиции в разработку новых технологий по добыче углеводородов. Ведь если на 0,1 процента поднять извлечение сырья, то это даст дополнительно сотни миллионов тонн нефти и сотни миллиардов кубометров газа, которые мы можем поставить на рынок России и государств, которые мы обеспечиваем энергоносителями. Нельзя забывать, что Россия взяла на себя огромную ответственность за стабильное обеспечение энергоносителями других государств мира, в том числе половины Европы.
«РГ»: – Переходя к разговору о многочисленных проектах «ЛУКОЙЛа», стоит начать с Каспия, тем более что Вы заявляли, что Компания видит свое будущее в освоении Северного Каспия.
Алекперов: – Каспийское море – это уникальная кладовая объемом более миллиарда тонн условного топлива. Она в полной мере заставила говорить о себе в последние 15 лет. Каспий всегда считался перспективным, но в 90-е годы начали вводиться в эксплуатацию уникальные месторождения Азербайджана, Казахстана, Туркменистана. И вот тогда наша компания на свой страх и риск приняла решение начать геологоразведочные работы в северной части Каспия. Будущее не только нашей компании, но и южных регионов России будет обеспечено разработкой этой провинции.
Мы разворачиваем строительство химического комплекса в Калмыкии, планируем увеличить загрузку Волгоградского НПЗ. Появятся новые производства, и юг России получит толчок для бурного промышленного развития. В 2009 году, с пуском первого в этом регионе месторождения имени Юрия Корчагина, откроется новая страница нефтедобычи Российской Федерации. Затем каждые два-три года мы будем вводить в эксплуатацию новые месторождения.
«РГ»: – Заметно активизировались ваши рабочие контакты с руководством Туркменистана. Чем эта страна интересна для Компании?
Алекперов: – Можно также добавить, что мы активно работаем в Азербайджане. В Казахстане мы добываем уже 6 миллионов тонн нефти в год. В этом году запустим новые проекты по добыче газа в Узбекистане, где общий объем достигнет 3 миллиардов кубометров в год, а через три-четыре года – 11 миллиардов. В Туркменистане, по нашей оценке, шельф Каспийского моря имеет серьезную перспективу по запасам углеводородов. Мы получили предварительное одобрение от властей этой страны на детальное изучение шельфа и на выход с предложением о контракте. Надеемся, что к осени мы завершим переговоры и подпишем контракт с Туркменистаном по разделу продукции.
«РГ»: – Но другие страны тоже проявляют интерес к этому региону. Возможны совместные проекты или будет освоение шельфа в двустороннем формате?
Алекперов: – Безусловно, совместные. Ведь существуют огромные риски, которые связаны с поиском углеводородов на Каспии. Их нужно делить с партнерами, поэтому мы идем в консорциумы.
«ЛУКОЙЛ» обладает конкурентным преимуществом в каспийском регионе. У нас есть опыт успешного использования морских буровых установок. Наш пример на Северном Каспии, конечно, вызывает удивление коллег: ни одной пустой скважины. Все скважины дали продукцию.
«РГ»: – Но проблема международного разделения Каспия до сих пор не решена. Каким-то образом это отражается на вашей работе?
Алекперов: – Мы сегодня руководствуемся инструкциями Министерства иностранных дел Российской Федерации. Наша страна подписала двустороннее соглашение с Казахстаном и Азербайджаном по разделу поверхности Каспия и дна Каспийского моря. И сегодня нет сдерживающих факторов для работы на этой территории. Что касается претензий Ирана, то каждая страна имеет право на собственное мнение. Но инструкции МИДа не запрещают работать в тех регионах, в которых расположены интересующие нас объекты.
«РГ»: – Но слышны голоса экологов, обеспокоенных судьбой Каспия.
Алекперов: – Мы разделяем озабоченность экологов, потому что Северный Каспий, дельта Волги – уникальные регионы. Но мы не заходим на заповедную территорию, которая охраняется государством. И все требования, которые нам предъявляют экологи, в том числе по восполнению рыбных запасов, мы выполняем. В этом году при финансовой поддержке Компании в Каспий будет выпущено около 20 миллионов мальков осетровых рыб.
«Российская газета»,
28 июня 2007 года
Окончание следует
Отправить комментарий