Окно в северную Европу и США откроет Варандейский терминал после своей реконструкции

14 сентября 2007 - 19:36

Расширение Варандейского терминала – проект, уникальный во многих отношениях. Впечатляют и темпы его реализации: стратегическое решение о его разработке было принято Советом директоров ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2005 году, а уже к началу декабря нынешнего года предполагается, что намеченная цель будет достигнута.

Ни в отечественной, ни в мировой практике до сих пор никто и никогда не строил подобных терминалов в арктических условиях. Как никогда не существовало и опыта круглогодичной отгрузки нефти среди полярных льдов и в столь значительных объемах. Шутка ли, после завершения реконструкции Варандей сможет отгружать до 12,5 млн. тонн нефти. Впрочем, слово «расширение» лишь приблизительно передает смысл задачи, решаемой на Варандее. Слишком уж несоизмеримы масштабы действующего временного перевалочного комплекса, с которого за семь лет работы отгружено немногим более 2,5 млн. тонн нефти, и второй очереди модернизированного терминала. Кратно увеличиваются не только объемы транспортировки углеводородного сырья, но и емкость берегового резервуарного парка: с 65 до 325 тыс. куб. метров. Суммарные инвестиции в проект со стороны компаний «ЛУКОЙЛ» и ConocoPhillips составят порядка 900 млн. долларов.

По словам первого заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «Варандейский терминал» Николая Бодина, старту строительства предшествовал не менее сложный и ответственный «бумажный» этап. Для начала нужно было подготовить технико-экономическое обоснование инвестиций и пройти государственную экспертизу. К чести авторов ТЭО, их трудами был создан очень качественный документ, получивший положительное заключение экспертов. Затем генеральный подрядчик-проектант в лице «ПЕРМЬНИПИНЕФТИ» в тесном сотрудничестве с институтами «Фундаментпроект», «Шельф», ЦКБ «Коралл» и многими другими разработал всю необходимую для строителей документацию.

Сегодня строительно-монтажные работы в круглосуточном режиме ведут 1700 инженеров и рабочих. Из них 300 специалистов трудятся в Баренцевом море, в двух десятках километров от берега у самой границы территориальных вод России, где на мощных опорах установлен стационарный ледостойкий отгрузочный причал. Надводная часть этой оригинальной конструкции представляет собой платформу диаметром свыше 55 метров и массой, превышающей 12 тыс. тонн.

– Летом нам очень помогли полярные белые ночи, в этот период удалось резко ускорить темпы строительства, – говорит главный инженер.

Николай Бодин также рассказал, что по уровню оснащения сложным технологическим оборудованием береговой резервуарный парк второй очереди Варандейского терминала будет принципиально отличаться от существующего. Ведь временный отгрузочный комплекс был предназначен для нефти, доставлявшей гораздо меньше проблем с хранением и транспортировкой, нежели та, с которой предстоит иметь дело.

Следует напомнить, что принятие решения о кардинальной модернизации Варандейского терминала связано, прежде всего, с началом промышленной разработки месторождения Южное Хыльчую. Это крупнейшее месторождение Тимано-Печоры, но его нефть не случайно называют капризной. Ожидается немало хлопот из-за того, что она мерзлячка, то есть легко застывает. Следовательно, придется задействовать большое количество мощных насосов различного типа, а также будут использоваться высокопроизводительные установки подогрева нефти.

Словом, сегодняшняя стройка всецело заслуживает самого пристального внимания. Ее завершение даст возможность прямого экспорта нефти в Северную Европу и на восточное побережье США. То есть, по сути, сегодня на Варандее российскими нефтяниками совершается прорыв на весьма привлекательный и перспективный рынок. Причем в ближайшем будущем становится возможным создание следующей цепочки: месторождения Тимано-Печоры – Варандейский терминал – собственный нефтеперерабатывающий завод на территории США – разветвленная сеть своих АЗС. Почему нет?

На снимках автора и из архива ОАО «Варандейский терминал»: Н. Бодин; нефтетанкер «Усинск» (слева) – 1 стр.; без вертолета не обойтись; установка отгрузочного причала; трубопроводы готовы

Кстати
С Николаем Александровичем Бодиным мы договорились о том, что корреспонденту «СВ» (пока единственному из представителей СМИ) отныне разрешается присутствовать на заседаниях штаба стройки, которые проводятся на Варандее каждый вторник. Так что в дальнейшем наши читатели смогут получать эксклюзивную информацию непосредственно с места события.

0

Для Н.А.Бодина-лично.
Николай,здравствуй.Во-первых,поздравляю с юбилеем,желаю крепкого здоровья и всего самого доброго в жизни. Так случилось,что мы с мамой снова видимся.У меня 3 года назад умерла жена и у меня кроме
НК более близкого и дорого человека(я не беру детей)
на всем белом свете никого нет.Я позвонил в Белгород
и попросил меня принять.Мы встретились, поговорили
и решили пока подождать с принятием решения как нам
поступить.Поскольку НК общается не только с тобой,но и
с Любой.И мне очень не хочется осложнений в ваших отношениях. Когда НК собиралась на юбилей

Отправить комментарий