Хоть чёрту – душу, лишь бы наркотики не принимали?

11 апреля 2008 - 21:04

Такие слова всё чаще выскальзывают из уст обывателей, разного рода специалистов и даже чиновников. Некоторые готовы на всё, лишь бы снизить показатели распространения наркомании и алкоголизма. Но не на всё готовы люди, чьих близких захватили эти недуги.

В редакцию «УН» пришло письмо от читательницы, которая спрашивает: «По всем аптекам, во всех медицинских учреждениях, даже на площади возле «Томлуна» висят объявления и баннеры с рекламой фонда «Возрождение». В них говорится, что «возрожденцы» – люди, сами прошедшие через наркоманию и алкоголизм – знают, как вылечить других. Что же такое на самом деле фонд «Возрождение»?

Окунувшись в поиски ответа на этот вопрос, мы виртуально побывали в самом реабилитационном центре фонда «Возрождение», пообщались вживую с представителями движения, посредством Интернета нашли много информации о «Возрождении» и подобных фондах и центрах. И мы не нашли однозначного ответа на вопрос читательницы, напротив, у нас возникло множество новых вопросов, которые мы хотим адресовать тем, кто действительно побывал в центре «Возрождение», кому удалось освободиться или не освободиться от наркотической и алкогольной зависимости, родственникам этих людей. Уважаемые читатели! Если вы сможете внести ясность в интересующие нас вопросы, мы с благодарностью выслушаем вас в редакции «УН».

НАЧАЛО: РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКСПАНСИЯ ИЛИ МЕДИЦИНСКИЙ ДЕСАНТ?

О «Возрождении» в Усинске громко заговорили в 2005 году, когда в город приехали активисты фонда. У нас цель одна – вылечить наркоманов и алкоголиков, – утверждали они. Но вот что говорит хроника, опубликованная на сайте фонда.
14/03/2005. Слава Божья отправлена в Усинск. Братья отправились проповедовать спасение в город нефтяников.
02/05/2005. Совсем недавно мы провозглашали, что в Усинске будет Церковь. И вот, Чернов Максим, Мажукин Константин и Хвойницкий Андрей были благословлены Церковью и отправились служить в Усинск.
23/01/2007. Церковь «Божья Слава» начинает служение с наркозависимыми в Усинске. Дроздов Сергей и Анатолий Варнавский отправились в Усинск… Кроме Усинска служение с зависимыми людьми ведётся в Ухте и Воркуте.

Сразу по приезду в Усинск, посланцы церкви «Слава Божья» начинают активную работу «по борьбе с наркоманией», умалчивая при этом о своей религиозной принадлежности. Вот что пишет об этих людях усинская газета «Наш новый Север» в 2005 году:
«… оказывается, от наркомании, как от любой другой болезни, можно излечиться. Нужно только очень захотеть.

По крайней мере, так утверждают молодые люди Константин, Александр, Денис и Максим, представляющие республиканский некоммерческий благотворительный фонд «Возрождение». Представители фонда, в лице этих парней, открыто заявляют, что в прошлом каждый их них имел многолетний опыт наркомана, но они нашли в себе силы избавиться от наркозависимости. Они утверждают, что знают, как помочь другим. При фонде открыт реабилитационный центр. В Усинск ребята приехали с определённой целью – встретиться с учащимися общеобразовательных школ и рассказать им о своём страшном опыте. Пытаясь собственным примером остановить тех, кто уже встал на эту страшную тропу. Они также подробно ответили на вопросы журналиста «Нашего нового Севера». Предлагаем этот разговор вашему вниманию.

– Давно ли существует ваш фонд, где находится, цель приезда в Усинск?

– Фонд «Возрождение» существует почти три года. На его базе сейчас проходят реабилитацию тридцать наркоманов. Мы знаем, что в вашем городе в среде наркоманов часто используется вещество дезоморфин, что намного страшнее героина. От него человек погибает через несколько лет – отказывают почки и печень. Наше огромное желание, чтобы наркоманы Усинска услышали нас – выход есть.

– На какие средства существует фонд?

– Частично на деньги родителей наркоманов. И на средства от фермерского хозяйства. Мы располагаем пятидесятью гектарами земли в Княжпогостском районе под Сыктывкаром – содержим бычков, овец, коз, кур и прочую живность. За счёт этого и живём.

– Вы, действительно, БЫВШИЕ наркоманы?

– Да. Наш опыт такой – Максиму 24 года, он 6 лет употреблял героин. Денису и Александру 31 год (8-9 лет употребления тяжёлых наркотиков), Константину 25 лет (6 лет наркозависимости). Сейчас это в прошлом.

– В обществе бытует стойкое мнение, что излечиться от наркомании невозможно?

– Утверждать подобное – лишить последней надежды многих людей, мечтающих о свободе. Выход есть всегда – было бы желание. Захочешь жить – сможешь всё. Мы это показываем на собственном примере. Но, чтобы уйти от наркотиков, необходимо в корне менять весь образ жизни, взгляды. В сердце наркомана должен растаять камень и тогда уйдет наркотик, а образовавшуюся пустоту нужно постараться заполнить добротой и любовью. Наш Центр учит этому. Мы сейчас осознаем, что раньше наши поступки были направлены лишь на разрушение…

– На наркоманов в нашем обществе, зачастую смотрят, как на прокажённых. Откуда вы берёте силы и присутствие духа?

– В огромном желании помочь хоть одному наркоману выбраться на свободу. Потому что почти все наши друзья уже давно на кладбище. Очень важно, когда наркоману пути спасения показывает такой же, как он, но нашедший в себе силы остановиться. Мысль, что кто-то смог – неужели я не смогу, становится отправной точкой к свободе. Вот почему мы постоянно посещаем школы, зоны, наркологию и общаемся с людьми. В наркологии нам вообще предложили сидеть в кабинетах и просто разговаривать с наркоманами на понятном для них языке. Потому что сами наркологи часто не видят выхода из проблемы.

Из Усинска мы уезжаем окрылённые, потому что один житель вашего города, наркоман с десятилетним стажем, изъявил желание попасть в наш реабилитационный центр. Это уже неплохой результат нашего труда...»
КОГО ИЩУТ «ВОЗРОЖДЕНЦЫ» В УСИНСКЕ: БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ ИЛИ НОВЫХ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ?

Итак, выходит, что, во-первых, члены церкви «Божья слава» скрывают свою принадлежность к конфессии, во-вторых, – их цель – войти в образовательные и медицинские учреждения Усинска, в-третьих, – их услуги по лечению наркоманов и алкоголиков абсолютно бесплатны (ну родители из благодарности кое-что подкидывают, да сами лечащиеся работают на земле, что тут такого?!).

Об этом мы поговорили с Анатолием Варнавским и Сергеем Дроздовым в редакции «УН», когда они приходили пригласить журналистов на очередную годовщину Фонда и ангажировали написать хвалебную статью об исцеляющих наркоманов людях. Выдержки из беседы представляем вниманию читателей.

– Вы только с наркоманами работаете?

– С алкоголиками тоже. Любая химзависимость.

– Вы избавляете человека от зависимости, появляется пустота. А что вы даёте взамен?

– Веру в Бога.

– Получается, у вас организация религиозная?

– Фонд «Возрождение» – не религиозная организация. Просто проводится курс лечения, реабилитации посредством веры в Бога. Все конфессии, которые занимаются этим – православные, католики, протестанты – используют для этого только веру в Бога. Кроме этого ничто не может помочь наркоману.

– Они живут у вас по каким-то религиозным правилам?

– Элементарно: почитай отца и мать, не обманывай, не укради…

– То, что заповеди должны сооблюдаться – это понятно. Имеется в виду режим дня, чем они занимаются? А какую церковь вы представляете?

– Христиане веры евангельской. Это протестанты.

– Это не баптисты?

– То же самое (хором).

– Скажите, а если к вам обратится еврей или мусульманин. Наркомания – зло, которое не разбирает: обрезанный ты, или крест носишь…

– Нет разницы. Человек приезжает в центр и занимается тем, что делают все… Мусульманин или нет – спрашиваем: хочешь поменяться? Хочу. Веришь в бога? Верю. Исполняй заповеди и Бог тебе поможет. И всё.

– То есть у вас никакого медикаментозного лечения нет?

– Нет, медикаментозного – нет.

– Ну а каким тогда образом лечите, разговорами?

– Посредством общения друг с другом. Другого освобождения от наркозависимости нет. Только Бог может помочь, вера в него. Руководитель нашего фонда, он, конечно же, верующий человек. Он христианин, не теоретический, а практический. И ребята тоже учатся не теоретически знать, что такое Бог, а практической жизни. Они учатся в центре друг у друга. Тогда, когда проходит год, они уже знают, как жить. Это входит в их привычку. Чтение Библии утром и вечером, улучшение бытовых условий жизни. Трудятся на хозяйстве, потому что труд, вы сами знаете, облагораживает. Другого выхода для наркомана нет.

– Как у вас складываются отношения со структурами госвласти? На уровне республики, в регионах? Находит ли понимание ваша деятельность, если не находит, то почему?

– В Усинске нас понимают, баннер разрешили разместить. В аптеках принимают, отводят место, где мы могли бы разместить свою информацию. О нас знают власти, все начальствующие. Они говорят: хорошим делом занимаетесь ребята, но на этом всё и заканчивается. Финансовой поддержки от властей не было.

– С ребятами какого возраста вы общаетесь. Наркотики ведь многие сейчас начинают употреблять довольно-таки рано.

– С восьмого класса. Нам открыты двери всех школ. Врачи, директора усинских школ написали отзывы, что работа проводится нужная, изъявили желание и дальше с нами сотрудничать (показывают копии отзывов, действительно подписанные известными людьми Усинска).

И здесь, почувствовав, видимо, в наших вопросах некое сомнение, Анатолий сам пошёл напором:

– Прошу правильно понять: конфессия конфессией, а фонд «Возрождение» – это общественная организация.

– А вы, когда в школы ходите, про центр не рассказываете?

– Нет. Только конкретно работа по проблеме наркотиков. Говорим не только о вреде наркотиков, но и о табакокурении.

– А с представителями традиционных конфессий в Усинске не пытались объединить усилия? Или не хотите?

– Не то, что не хотим. Мы занимаемся совершенно конкретной проблемой. О ней все знают. Если они хотят помочь этому делу, пожалуйста.

– В бытовом плане чем жизнь наполнена в центре, кроме работы? Есть спортивные сооружения?

– Есть. Я вам о распорядке дня расскажу. В семь подъём, молитва, затем завтрак, потом до десяти часов читаем Библию, с десяти работаем. У каждого свои обязанности. В квартирах внутри – евроремонты. Ребята делают всё своими руками. Хозяйство растёт, сейчас строится свинарник. Потом обед, после которого зимой читают Библию, летом работают на сельскохозяйственных работах. Так что свободного времени у нас нет. Безделье – корень очень многих зол.

– А библиотека есть у вас?

– Когда новички приезжают, привозят с собой книжки. Но не было такого, чтобы кроме Библии там читали что-нибудь ещё. Это самая полная книга. В этой книге есть всё, если говорить словами Пушкина – «это книга книг».

Мы не скажем, что у нас огромный процент исцеления, но за пять лет человек пятьдесят освобождение получили и живут деятельной жизнью.

– На баннере мало девушек…

– Девушки появились в центре позже, чем ребята. Как-то более активно стали приезжать последние год-полтора. Но они почему-то меньше получают освобождение. Но и среди девушек есть результат. У нас есть пары, которые уже там создали семьи.

– Детей нет?

– Пока нет.

– Какую помощь хотите получить в Усинске?

– Квартиры тут у вас очень дорогие, хотелось бы, чтобы нам жилплощадь администрация предоставила. ЛУКОЙЛ будем просить помочь центру техникой ли, топливом ли... А ещё нам нужна информационная поддержка.

– Телевидения у вас там нет?

– Своего нет.

– А какие-то ограничения на просмотр телепередач, Интернет существуют?

– У нас есть любая аудио-видеотехника. Но что можно увидеть, просматривая телеканалы? У нас есть свои диски познавательного содержания. Но особо времени там нет. Если и есть свободное время, лучше порассуждать, что в себе надо изменить, что нужно ещё в жизни пересмотреть, чтобы не вернуться на тот путь, с которого они уже сошли. А если праздно проводить время возле телевизора, наполняться оттуда информацией, времени на то, чтобы поразмышлять, не будет.

Были такие случаи, когда разрешали смотреть спорт, футбол. Но там же не постоянно идёт футбол – в перерывах реклама. И были такие случаи, что ребята уезжали. Посмотрели рекламу, увидели там что-то, вспомнили, собрались и уехали.

– Не было таких случаев, чтобы приезжали родные и забирали?

– Чтобы забирали – не было. Недавно был случай, когда приехали, хотели забрать, но ребёнок сказал: я не хочу отсюда уезжать, посмотрите на меня, посмотрите, что здесь происходит, посмотрите на результаты. Родители посмотрели: если ты хочешь, оставайся. Было такое, что родители приезжали, и дети потом уезжали. Поэтому у нас для родителей двери открыты только в июле – в день рождения центра и 31 декабря. А так мы полностью открыты. Любой из родителей в любое время может приехать в центр, но только не в тот, где находится его ребёнок.

– Какие у вашей церкви фундаментальные отличия от того же православия?

– Самое главное, и протестанты и православные исповедуют Иисуса Христа (явно уходя от ответа). Здесь важно осознание человеком, что ему может помочь только Бог. Кто может помочь наркоману? Только Бог. И даже врачи говорят: тебе может помочь только Бог. Всё остальное бесполезно.

На первый взгляд, действительно всё правильно, здорово, прекрасно. Но опять возникают вопросы. Кто финансирует этот фонд? Кто им руководит? Почему всё-таки отлучают ребят от родителей, запрещают смотреть телевизионные передачи? Неужели человека можно вылечить без медикаментозного лечения? Почему так старательно от общества скрывается связь фонда с церковью? Что это за церковь такая – «Слава Божия»? Ответы на эти вопросы ищем в самых разных источниках.
КТО ФИНАНСИРУЕТ ФОНД «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Этот вопрос мы также задали Сергею и Анатолию.

– У меня был опыт общения с баптистами, так у них шло централизованное финансирование из Америки. А у вас?

– У нас нет. Из-за рубежа мы не получаем ни рубля.

– Сколько стоит лечение в вашем центре, не бесплатно же принимаете всех желающих?

– Шесть тысяч рублей.

– Ну вот допустим, есть наркоман, от него все отвернулись. Откуда ему шесть тысяч заплатить?

– Есть бесплатные центры. Мы можем помочь созвониться, договориться обо всём.

– А бывшие наркоманы могут жить у вас на постоянной основе?

– Только по собственному желанию.

– На что же они тогда живут? Им же не только есть, но и одеваться надо…

– Те, кто остался, ни в чём не нуждаются.

В то же время на сайте центра «Возрождение» публикуется объявление:

«Уважаемые спонсоры, просим вас обратить внимание на изменившиеся банковские реквизиты…».

К каким спонсорам обращаются руководители центра – вопрос.
КТО РУКОВОДИТ ФОНДОМ «ВОЗРОЖДЕНИЕ»?

Пастор Виктор Евгеньевич Дудин. Этого «возрожденцы» не скрывают. Сам же Дудин на своём сайте рассказывает:

«C 1997 года по 2001 год мы совершали евангелизационно-гуманитарные проекты в Республике Коми… Мы молились о том, чтобы Бог послал туда больше служителей. Но Он стал побуждать нас ехать и жить в Коми. Начиная с 2001 по 2002 год мы противились Богу и не хотели переезжать из Москвы в Сыктывкар. Но Бог создал в нашей жизни такие ситуации и условия, при которых мы просто вынуждены были написать заявление на увольнение и переехать жить в город Сыктывкар.

15 июня 2002 года мы переехали в Коми и стали проповедовать Евангелие, встречались с наркоманами и их родителями, молились за город и республику. Слышащий Бог дал возможность создать центры, где люди спасаются от различного рода зависимостей. Благодаря Господу люди обретают радость и смысл в жизни».

Жили себе жили, и вдруг, как по мановению волшебной палочки, сорвались из Москвы(!) и поехали даже не в Сыктывкар, а в посёлок Иоссер Княжпогостского района, чтобы начать спасать людей. Верится с трудом.
ЧТО ЭТО ЗА ЦЕРКОВЬ ТАКАЯ – «СЛАВА БОЖИЯ»?

Неопятидесятническая. Об этом опять же находим информацию в хрониках фонда:

«20/12/2006. Выступление председателя Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), епископа С.В. Ряховского на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской федерации. 13 декабря 2006 г.».
МНЕНИЯ, МНЕНИЯ, МНЕНИЯ…

В день рождения реабилитационного центра фонда «Возрождение», действительно, двери центра открыты для приглашённых. Восхищённые рассказы благодарных гостей опять же размещены на сайте фонда:
«Во-первых, большое спасибо центру за приглашение на этот праздник. Я со своей стороны, когда приеду в Усинск, расскажу, какая большая работа делается в этом центре, – говорит гостья из Усинска. – Очень приятно здесь видеть усинских ребят и видеть, насколько они воскресли. Огромное спасибо всем работникам центра за величайший труд во имя возрождения в каждом из людей вот этого человека».

«Я представляю администрацию МО «Город Сыктывкар». Я думаю, правильно говорит старая русская пословица: «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Мы здесь находимся не более 2-3 часов, но уже посмотрели: сколько вложено труда вашими детьми, Виктором Евгеньевичем, который всё это сотворил, конечно, не без помощи людей, которые оказывали ему помощь. Очень приятно, что есть такой центр и что их уже три в республике. Это реальная подвижка к тому, чтобы наши дети не занимались приёмом наркотиков, а приносили пользу для нашего государства, нашего города», – это мнение чиновника из Сыктывкара.

Заместитель начальника Управления Федеральной службы по контролю за наркотиками говорит на дне рождения центра: «Уважаемые присутствующие и уважаемые ребята! Да, именно уважаемые, потому что сейчас, когда одни улыбки, вы действительно уважаемые. Ранее благодаря своему жизненному положению, вы приносили и родственникам, и окружающим горе. И тогда вы уважаемыми не были, а сейчас действительно уважаемые. Мы стараемся, чтобы ребята меньше пробовали или вообще не попробовали эту заразу, но те, которые уже попробовали должны встать на жизненный путь и, благодаря такому центру, вы должны вернуться и быть всегда уважаемыми, обожаемыми и быть опорой своим родственникам и государству».

А вот совершенно противовположная информация

«Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков выступает против создания реабилитационных центров для наркозависимых нетрадиционными религиозными организациями».

«Мы выражаем серьезную озабоченность в связи с деятельностью тоталитарных сект в области реабилитации наркозависимых», – заявил 25 ноября начальник департамента межведомственной и информационной деятельности ФСКН Александр Михайлов.

Он пояснил, что нетрадиционные религиозные организации, преимущественно зарубежные, активно внедряются в сферу лечения наркомании и создают в разных регионах России так называемые реабилитационные центры. «Лечение» в таких центрах приводит к иной зависимости – психологической, которая не менее опасна, чем наркотическая, и тоже наносит ущерб здоровью», – отметил А. Михайлов.

Генерал убеждён, что «государство при помощи церковных институтов должно активно заниматься пропагандистской деятельностью и тем самым оберегать своих граждан от контактов с сектантами».

И ещё одно мнение – на этот раз директора новосибирского отделения общественной организации «Центр религиоведческих исследований» протоиерея Александра Новопашина.

«Сейчас только ленивый не использует тему реабилитации наркозависимых. Это делают и сайентологи со своим «Наркононом», и «Свидетели Иеговы» создают свои центры для наркозависимых, делают это и другие деструктивные культы…

Отдельно следует сказать об условиях содержания наркоманов в подобных центрах, их психологической обработке. Сейчас у нас собрано достаточное количество свидетельств тех, кто прошёл через такие центры. В интернет-пространстве есть очень интересная статья (правда, на английском языке) «В Джонстауне тоже были счастливы». В эту так называемую «экологическую» организацию неоднократно приезжали журналисты. Что они видели? Люди уехали из города, живут на природе, питаются экологически чистыми продуктами, как в секте «Анастасия». Журналисты и кинооператоры снимали улыбающихся, работающих на земле людей, счастливых детей на качелях, а закончилось всё это полем, усеянным мертвыми телами этих же детей и взрослых… Понятно, что, приглашая журналиста, в секте никогда не покажут подлинное положение вещей…

Как попадают наркозависимые в такие центры? Чаще всего от безысходности их туда определяют родственники. Порой они даже говорят, пусть уж лучше будет сектантом, чем наркоманом. Да, действительно, иногда внешнее, кажущееся вначале положительным, преображение человека в таких сектах происходит. Но человек Бога в таких сектах не обретает… Человек перестаёт колоться! А душа? А семья? А общество? Всё это для человека оказывается потерянным. Если он не втянет в секту семью, друзей, то вынужден будет от них отказаться как от неверных, они будут для него «детьми сатаны».

Безвольным, наркозависимым человеком секте гораздо легче управлять. Он всячески стремится порвать с наркотиками, и ему говорят: ты победишь наркоманию, если будешь делать то, что мы тебе скажем. И он готов выполнять все приказы и распоряжения, лишь бы остаться в этой общине. Иначе говоря, сектанты выбирают социально незащищённых, физически и нравственно истощённых людей. Из таких людей легче лепить что-то своё. И одновременно секта получает имидж социально значимой организации, а с ним проще проникнуть, например, в школы.

В 2004 году на конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство» в Новосибирске я цитировал письмо последовательницы секты «Свидетели Иеговы», которая писала о том, как проникнуть в школы: «В разговоре с завучем затроньте тему преодоления наркозависимости, скажите, что наша работа направлена на профилактику наркомании». И таким образом, секта открывает себе дорогу в различные структуры: образовательные, детские, государственные. И при этом может рассчитывать на государственную поддержку и даже определённое финансирование.

Под видом псевдореабилитации ведётся религиозная пропаганда и агитация. Точнее сказать, эта та же самая вербовка новых членов секты…

…в России неопятидесятники начали заниматься этим с конца 90-х годов.

Следует отметить, что лечить наркоманию выгодно. Лечение наркозависимых – самая прибыльная отрасль современной медицины. По обнародованным недавно данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, ежегодный оборот рынка антинаркотических услуг достигает двухсот миллионов долларов. Тут, скорее всего, речь идёт об официальной медицине, а не о сектах. А в сектах есть другая мера материальной заинтересованности. Очень часто в них используют бесплатный труд «реабилитируемых», например, в строительстве, при организации агитационных акций и так далее».

Мнения яркие, противоположные. Но кто из них прав? Очень надеемся, что откликнутся те, кто на себе испытал методы реабилитации фонда «Возрождение».
Дарья ПОЖАРСКАЯ

---------------------------
«По мнению специалистов, через несколько сеансов так называемых «богослужений» в общинах неопятидесятников из-за активного воздействия на психику адептов, у последних возникает близкая к наркотической зависимость от чувственных переживаний, возникающих во время «прославления» Христа, совместных молитв, «говорения на языках» (несвязная речь, бормотание, выкрики)…

Многие неопятидесятнические служения заканчиваются тем, что почти все их участники либо вповалку лежат на полу, либо ползают под стульями. Особый род молитвы называется «молитвой мук рождения». Молящийся такой молитвой должен просто кричать изо всех сил, не произнося никаких слов и стараясь вопить как можно громче и дольше…

Одним из условий излечения в секте является так называемое «свидетельство». Бросивший колоться наркоман обязан свидетельствовать об этом везде, куда его направит секта. А направляют его, как правило, к молодёжи, в частности в школы. И вот бывший наркоман приходит в школу и свидетельствует о том, как его спас Иисус, Который стал для него личным Спасителем. Нужно сказать, что эти эмоциональные свидетельства на самом деле оказывают неизгладимое впечатление, и приводят в секту новых адептов, расширяя сферу её влияния…»

Из доклада Александра Новопашина на международной научно-практической конференции «Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма».

Отправить комментарий