Урбанизация и здоровье

7 апреля 2010 - 09:50

За время существования Всемирной организации здравоохранения её членами стали около двухсот государств мира, в том числе и Россия. Ежегодно, начиная с 1950 года, седьмого апреля по инициативе ВОЗ отмечается Всемирный день здоровья. Каждый год он посвящается глобальным проблемам, стоящим перед мировой общественностью, и проходит под разными девизами. 2010 год посвящён теме «Урбанизация и здоровье».

В Усинске к Всемирному дню здоровья традиционно проводится ряд мероприятий. В этом году, например, в центральной детской библиотеке состоится встреча школьников с медицинским работником, пожарным-спасателем и представителем МЧС. Пройдёт она под девизом «Быть здоровым – модно!» Ребятам расскажут, как вести себя на улице, в лифте, на льду, про здоровый образ жизни, чтобы всегда оставаться бодрым, быть крепким и сильным. Кроме того, запланирована акция, во время которой участникам встречи и прохожим на улице будут вручены 500 буклетов, посвящённых безопасности жизнедеятельности детей.

Во всём мире в рамках Всемирного дня здоровья пройдет кампания «1000 городов, 1000 жизней», целью которой является обеспечение свободного доступа к общественным культурно-спортивным учреждениям для укрепления здоровья населения. Помимо этого в рамках акции будет собрана тысяча историй о защитниках здоровья.

Урбанизация общества так или иначе влияет на состояние здоровья людей и потому является проблемой, рассматриваемой сотрудниками системы здравоохранения всех государств мира. Рост населения в городах создаёт многочисленные проблемы, связанные с водоснабжением, загрязнением окружающей среды, проявлениями насилия и факторами, способствующими повышению травматизма. Особое внимание уделяется проблеме табакокурения и алкоголизма, нездорового питания и физической инертности, которые также сказываются на здоровье людей.

По мнению учёных, при всех негативных последствиях урбанизации выход из ситуации и пути для устранения причин ухудшения здоровья в городах есть.

Так, например, при городском планировании необходимо предусматривать места здорового отдыха, постепенно переходить на безопасные и экологически чистые виды транспорта, проектировать места, свободные от курения, предпринимать меры по контролю над безопасностью пищевых продуктов. То есть, строить или «перестраивать» инфраструктуру города таким образом, чтобы он был комфортен для проживания всех его жителей. Это может показаться некой утопией или картинкой из будущего. На самом деле для этого не требуется дополнительное финансирование, главное – целенаправленная политика по перераспределению ресурсов на проведение приоритетных мероприятий в области здравоохранения.

Ещё ВОЗ предлагает открыть города для людей – то есть часть улиц сделать недоступными для движения автотранспорта и тем самым создать «чистые зоны», которые будут предназначены для мероприятий по укреплению физического здоровья – небольших спонтанных пикников, посещений кафе и ресторанов здорового питания, участия в культурно-массовых и развлекательных мероприятиях на свежем воздухе.

Надо сказать, что на Западе в этом направлении ведётся большая работа. Огромные парки превратились в «чистые зоны», где люди имеют возможность отдохнуть, совершить пробежку, встретиться с друзьями, поучаствовать в играх и конкурсах. Что сегодня имеем мы? К сожалению, не много.

Усинск, конечно, не мегаполис с катастрофической загазованностью и смогом, от которого не спасают даже «герметичные» стеклопакеты. И всё же. У нас нет ни одного уголка (за исключением пригородного леса), свободного от автомобилей. Все так называемые зелёные зоны находятся в окружении дорог, парк культуры и отдыха «Радуга», где играют наши дети, – тоже. Аллея на улице Молодёжной, где прогуливаются мамы с колясками, отдыхают на скамейках усинцы, с двух сторон «опоясана» дорогами, на лыжную трассу и то не перекрыт проезд для автотранспорта.

Единственное более-менее свободное от засилья автомобилей место для прогулок, где можно подышать относительно чистым воздухом, это небольшой сквер напротив Центра жилищных расчётов и субсидий. И всё. Правда, при первичном проектировании Усинска никто таких задач, как создание города с «чистыми зонами», свободными от автотранспорта, перед разработчиками и не ставил. Но жизнь идёт, многое меняется и сегодня, если мы всерьёз озабочены здоровьем будущих поколений усинцев, над этими вопросами так или иначе необходимо задуматься.

Елена СЛАВИНА

Отправить комментарий