Вся власть Советам! Как снизить тарифы на коммунальные услуги?

22 февраля 2013 - 18:28

Год назад в Усинске прошел митинг горожан против роста жилищно-коммунальных тарифов. Кроме того, усинцы потребовали от муниципальных властей обеспечить им возможность самим выбирать управляющую компанию.

«Крепостное право»

В частности, жильцов домов № 3 и № 5 по ул. Воркутинской категорически не устраивало качество обслуживания управляющей компании, которую им навязали чиновники мэрии. Как подсчитали лидеры инициативной группы одного из этих домов, в год они выплатили за поддержание и ремонт общедомового имущества свыше двух миллионов рублей. При этом трубы в подвалах текли, крыши разваливались, в подъездах царила разруха.

Обитатели этих домов решили сменить управляющую компанию — перейти под эгиду УК «Универсал». По закону, собственники жилья вольны в своем выборе. Однако на деле их попытка натолкнулась на мощное противодействие. Чтобы преодолеть это «крепостное право», жильцам пришлось вести изнурительные судебные тяжбы.

На митинге, состоявшемся год назад, люди, закаленные в коммунальных битвах, как раз и говорили о том, что должна быть реальная (а не бумажная!) свобода выбора. Только такая свобода может создать конкуренцию в жилищно-коммунальной сфере.

Конкуренция на рынке ЖКХ позволяет не только снизить тарифы, но и контролировать работу управляющих компаний. Работаешь плохо — гуляй! Собственники найдут себе более эффективных управленцев.

Что же изменилось за минувший год в Усинске? Об этом рассказала руководитель управляющей компании «Универсал» Ирина ЦЫПЯЩУК.

Это не фантастика

— Ирина Анатольевна, на прошлогоднем митинге вы говорили о том, что управляющие компании, если им не мешать, вполне способны добиться снижения коммунальных тарифов. Это фантастика?

— Нет. Убеждение нашей команды в том, что тарифы можно снижать, всегда строилось на точных цифрах. В течение прошлого года мы нарабатывали опыт, методы экономии и повышения эффективности. И в декабре 2012-го жителям домов, которые обслуживает компания, а также муниципалитету мы сообщили — с 1 января 2013 года «Универсал» снижает тариф по статье «Содержание и текущий ремонт жилья» на 10 процентов».

— Каким образом?

— Мы тщательно проанализировали — за счет чего можно снизить тариф. И сразу определились — только не за счет качества обслуживания. Решили экономить на издержках. Во-первых, наша компания приобрела собственную технику — большую машину для вывозки мусора, свои снегоуборочные агрегаты. Все эти работы теперь выполняем самостоятельно, что дает немалую экономию.
Сэкономили мы и на собственном «жилье». «Универсал» длительное время арендовал помещения у муниципалитета для размещения своих служб в доме по улице Парковая, 7. Однако денег на это уходило слишком много. Поэтому компания приобрела для себя квартиру под офис. Конечно, пришлось потесниться. Зато тем самым мы начали экономить по 60 тысяч рублей в месяц.

Наша компания организовала собственный расчетный центр, который собирает с собственников жилья деньги за предоставленные услуги. А в прошлом году весь наш жилищный фонд перешел на непосредственный способ управления. Это решение собственники приняли совместно с управляющей компанией.

— И что это дает?

— Поставщики ресурсов теперь напрямую работают с собственниками жилья, получают деньги непосредственно с жильцов. А раньше между собственниками и поставщиками воды и тепла стояла управляющая компания.

К примеру, в прошлом году, когда такой порядок еще не ввели, Водоканал выставил нашей управляющей компании счета на 1 миллион 300 тысяч рублей. Мы вынуждены были оплачивать этот долг жильцов, перечисляя деньги, собранные на содержание и текущий ремонт.

Теперь этого нет, и в итоге мы выполнили свое обещание — снизили тарифы на обслуживание жилья.

Репутация — тоже капитал

— Стремление собственников жилья получать более дешевые и качественные услуги понятно. А в чем тут интерес управляющей компании? Сэкономленные средства можно было потратить и на другие цели, например, на зарплату и премии управленцам. Ведь так обычно и бывает.

— «Универсал» на рынке с 2005 года, и мы с самого начала заявляли людям, что хотим зарабатывать свой хлеб не за счет повышения тарифов, а за счет эффективности. Ответственность за свои слова и обещания, а проще говоря, репутация компании — это тоже своего рода капитал.

Мы стараемся не подводить тех, на кого работаем. Поэтому качественно ремонтируем подъезды, дворовые площадки, поддерживаем работоспособность общедомового хозяйства. Но и наши потребители стараются нас не подводить. А выражается это прежде всего в своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг. Так что все взаимо-
связано.

Люди потянутся

— Наверное, репутация «Универсала» повлияла на то, что жильцы «чужих» домов, которые прежде не относились к вашей компании, начали проситься под ваше крыло?

— Думаю, что это так. И ведь те, кто пришли к нам, не прогадали. Если сравнить то, что было в этих домах по улице Воркутинской раньше, и то, что стало после того, как мы взяли их на обслуживание, – это небо и земля. Мы отремонтировали подъезды, украсили их рисунками, привели в порядок придомовые территории.

— Наверное, репутация «Универсала» повлияла на то, что жильцы «чужих» домов, которые прежде не относились к вашей компании, начали проситься под ваше крыло?

— Думаю, что это так. И ведь те, кто пришли к нам, не прогадали. Если сравнить то, что было в этих домах по улице Воркутинской раньше, и то, что стало после того, как мы взяли их на обслуживание, – это небо и земля. Мы отремонтировали подъезды, украсили их рисунками, привели в порядок придомовые территории.

Соль реформы

– Есть желающие последовать этому примеру?

– Есть. Но теперь тех, кто к нам просится, мы объединили в группы. Начиная с 26 января, каждую субботу мы собираемся с собственниками тех домов, которые хотят что-то поменять во взаимоотношениях с управляющими компаниями.

К счастью, в законодательстве уже прописана возможность создания Советов домов. Собственники жилья через эти Советы могут решать – с какой компанией им работать, какой вид услуг им нужен и за какие деньги. И поэтому, когда люди к нам просятся, мы им отвечаем: «Мы вас не возьмем, но зато поможем вам создать Совет дома, который будет уполномочен решать большинство вопросов, в том числе и вопрос выбора управляющей компании».

Мы помогаем не только собственникам квартир. К нам приходят и руководители других управляющих компаний города. Им мы тоже стараемся передать наработанный опыт. При этом главная подсказка – создавать и у себя Советы домов, в них вся соль реформы ЖКХ.

– Поясните подробнее.

– В том жилищном фонде, который обслуживает «Универсал», созданы очень хорошие, работоспособные Советы. В них входят от одного-двух до двадцати человек от каждого дома. Эти люди решают конкретные вопросы, сами спускаются в подвалы, обследуют чердаки, помогают организовать очистку придомовых территорий и многое другое.

Но главное, что могут сделать Советы и что за них не сделает никто, — это влияние на самих собственников, на их отношение к общедомовому имуществу и общедомовым тратам. Скажем, все знают, что в какой-либо из квартир не установлены счетчики и живущие здесь оплачивают все потребленные ресурсы по нормативам. Но зачастую выходит так, что прописан в квартире один человек, а расходует воду десяток его родственников или квартиросъемщиков. И ведь через эту «дыру» утекают не пресловутые государственные средства, как раньше, а деньги из карманов других жильцов.

Управляющим компаниям очень сложно призвать недобросовестных собственников к ответу. А вот соседи, которые живут рядом, вполне могут на них воздействовать.

Ставка на понижение

– Какую реакцию вызвало в городе ваше решение снизить тарифы?

– Почти шоковую. Дело в том, что сессия городского Совета Усинска еще в декабре приняла решение повысить тарифы по муниципальному фонду. Мы пытаемся отменить это решение сессии с помощью обращения в прокуратуру.

– А на каком основании?

– Депутаты не имели права без решения собственников поднять тарифы. Потому что по статье «Содержание и текущий ремонт», согласно Жилищному кодексу, тарифы можно менять лишь с согласия собственников. Именно собственники жилья должны решать – какие услуги им нужны и за какие деньги.

– Обращения в прокуратуру приносят результат?

– Конечно! Именно прокуратура Усинска заставила вернуть собственникам жилья деньги за содержание кодовых замков на подъездах. Эти замки входят в состав общедомового имущества, не имеют отношения к каждой конкретной квартире. А люди у нас платили и за содержание и ремонт дома, и отдельной строчкой — за обслуживание кодового замка. За три года таких платежей набежало на 1 миллион 400 тысяч рублей. Эти деньги вернули людям.

– Ирина Анатольевна, помогая создавать Советы домов, поддерживая активность собственников жилья вы, по сути, ставите себя под жесткий контроль. Стоит ли овчинка выделки?

– На днях мы встречались с жильцами дома, в котором, кстати, проживаю и я. Его обслуживает совсем другая управляющая компания. Так вот, в этом доме нам не позволили ни одного плаката повесить, не разрешили пригласить журналистов — все походило на встречу секретных агентов...

А в наших домах люди сами снимают и выкладывают в Ютуб абсолютно все – хорошее и плохое о жизни дома, управляющей компании. Попробуй в такой ситуации что-то не сделать! Собственники понимают — они хозяева этого жилья, поэтому готовы контролировать все и вся. Конечно, это дополнительная нагрузка на управляющую компанию. Но зато мы имеем самых заинтересованных помощников, когда нужно составить акт, попасть в квартиру, куда нас не пускают, когда надо установить индивидуальные приборы учета и т. д. А в итоге выигрывают обе стороны — и компания, и сами жильцы.

Владимир Федоров, «Трибуна»

Отправить комментарий